Как сделать свой бизнес успешным
  • Главная
  • Малый бизнес
  • Социальный проект "финансовая грамотность". Финансовая грамотность в школе Проект по формированию финансовой грамотности

Социальный проект "финансовая грамотность". Финансовая грамотность в школе Проект по формированию финансовой грамотности

Проект по экономическому воспитанию «Финансовая грамотность в начальной школе» разработан в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности для детей начальных классов.

Мероприятия проекта направлены на формирование необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила: Кравец Екатерина Александровна Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 34 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение с редняя общеобразовательная школа № 34 г орода Новошахтинска ПРОЕКТ «Финансовая грамотность в начальной школе» Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 34 Кравец Екатерина Александровна

Пояснительная записка Проект посвящен анализу своего бюджета, изучению способов экономии и воплощению их на практике. Проект долгосрочный, исследовательский, индивидуальный, по профилю - межпредметный; по содержанию – финансовая грамотность; по типу объекта проектирования: практико-ориентированный.

Актуальность темы проект а состоит в том, что каждому человеку необходимо уметь рационально и грамотно управлять своими финансами.

Цель проекта: формирование у обучающихся умения вести учёт расходов и доходов, навыков составления элементарного бюджета

Задачи: 1. Познакомить с понятиями «бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит», «профицит», «экономия» 2. Научить вести учет доходов и расходов в процессе самостоятельного составления элементарного бюджета 3. Познакомить с постоянным ростом потребностей и ограниченностью возможностей 4. Воспитывать у учащихся экономное отношение к бюджету

Планируемые результаты: Личностные: готовность ученика к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной деятельности; способность ставить цели и строить жизненные планы.

Предметные: понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, понимание и правильное использование экономических терминов; освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;

Метапредметные: Познавательные: умение поставить перед собой учебную задачу, умение выбрать способы и найти информацию для её решения и структурировать полученные знания; устанавливать причинно-следственные связи, умение сформулировать проблему и найти способ её решения; Регулятивные: планирование -составление плана и последовательности действий; прогнозирование - предвосхищение результата коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже сделано и что еще нужно сделать саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию Коммуникативные: умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей, доказывать свои суждения;

Результат проекта По окончанию проекта, выпускник 4 класса будет четко знать такие понятия как, «бюджет», «доходы», «расходы», «дефицит», «профицит», «экономия», научиться вести учет доходов и расходов в процессе самостоятельного составления элементарного бюджета, а так же будет бережно относится и правильно распоряжаться своим бюджетом.

1 класс «Я в мире денег» сентябрь Урок – игра «Мы ребята, деловые!» октябрь Домашняя бухгалтерия ноябрь Потребительская корзина декабрь Экскурсия в супермаркет «Пятерочка» январь Денежная валюта разных стран февраль « Путешествие в страну Экономика» март Деловая игра в режиме on-line «Лесная ярмарка» апрель Круглый стол « Финансовая азбука» май « Копилка счастья»

«Мы, ребята, деловые!»

«Домашняя бухгалтерия»

« Потребительская корзина»

Экскурсия в супермаркет «Пятерочка»

Спасибо за внимание!


На «круглом столе» в рамках Московского финансового форума представители Проекта Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения» и эксперты обсудили наиболее эффективные практики внедрения финансовой грамотности в общеобразовательных государственных учреждениях.

Результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ совместно с Российским микрофинансовым центром и Фондом Citi в январе-феврале 2018 года, говорят о том, что 44% россиян испытывают потребность в повышении уровня знаний и навыков в финансовой сфере, и в этом вопросе 38% респондентов возлагают ответственность на государственные образовательные учреждения. И вот уже в новом учебном году школьники будут изучать финансовую грамотность в новом качестве - как элемент обязательных предметов: обществознания, литературы, права, математики. В рамках Проекта были разработаны образовательные программы и учебные материалы для школы, и уже в этом учебном году регионы получат порядка 8 млн экземпляров учебно-методических комплектов.

Екатерина Лавренова, эксперт по образовательным программам Проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности рассказала порталу "ИНМФО", как финансовая грамотность будет встроена в учебные программы современных школьников.

Кто будет преподавать в школах финансовую грамотность на постоянной основе – откуда придут кадры, кто и где будет их готовить?

В рамках Проекта Минфина России на базе ведущих российских вузов - НИУ «Высшая школа экономики», экономического факультета МГУ и Финансового университета при Правительстве Российской Федерации - созданы методические центры для обучения учителей школ, преподавателей вузов, консультантов-методистов с региональной сетью по всей стране.

Благодаря Проекту к настоящему времени подготовлено около 19 000 преподавателей по финансовой грамотности - это действующие учителя, преподаватели вузов и СПО, студенты педагогических специальностей. До конца 2019 года обучение в области финансовой грамотности пройдут более 38 000 педагогов.



Как новые практики повышения финансовой грамотности будут встраиваться в уже работающие давно и стабильно программы по этим предметам и предусмотрены какие-то курсы по переподготовке педагогов по этим предметам с акцентом на элементы финансовой грамотности?

К внедрению в систему школьного образования тематики финансовой грамотности есть несколько подходов. Первый - вводить ее в качестве отдельного предмета, что пока не совсем оптимально, так как часто ведутся разговоры о перегруженности детей и чрезвычайной насыщенности школьной программы. Поэтому Минфин России выбрал два других варианта.



Екатерина Лавренова проводит открытый урок по финансовой грамотности с представителями Всемирного банка в московской школе в январе 2018 года

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности и факультативов. Это дает возможность вводить курсы финансовой грамотности, но за рамками обязательной программы. Каждая школа, регион, муниципалитет вправе решить это сами. Для этого есть учебно-методический потенциал: создано 17 комплектов по финансовой грамотности для разных возрастов. Кроме того, в России проводится большая работа по внедрению элементов финансовой грамотности в федеральные государственные образовательные стандарты. По предмету «обществознание» такая работа уже проведена, поэтому УМК (учебно-методические комплексы) будут актуальны для всех школьников 8–9 классов и учителей обществознания. Помимо обществознания, специальные тематические модули подготовлены для таких школьных предметов, как: экономика, право, основы безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ), английский язык, география и математика. Готовятся к выходу модули для истории и информатики.

В ходе Проекта разработаны образовательные программы, учебные материалы для школы со 2-го по 11-й класс. В 2018–2019 гг. в регионах будет распространен уникальный тираж - более 8 млн экземпляров учебно-методических комплектов по финансовой грамотности.

Эти материалы доступны для свободного скачивания на официальном сайте Минфина России. Каждый учебно-методический комплекс включает в себя дополнительные образовательные программы, материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей и информационно-публицистические материалы для родителей. Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации методистов, тьюторов, учителей действуют на базе федеральных и региональных методических центров.

Елена Мальцева

В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.

Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.

В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.

В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов (то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.

В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования.

Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».

По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.

Учебно-методические материалы доступны для скачивания:

2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)

Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся - С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся - Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях


Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)


В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.

8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.

10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)


В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)


В пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)

Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования


В пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.

Аверина-Куценко Елена Владимировна, учитель географии, экономики МБОУ «Лицей № 86»
Креськова Юлия Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия № 166 города Новоалтайска Алтайского края»
Меркулов Артём Викторович, учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия № 166 города Новоалтайска Алтайского края»

Игра Банковская система (PPTX, 1,64 Мб)

Проект (PPTX, 191 Кб)

Проект 2: Доходы. Урок новых знаний, 5 класс

Парфенова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия № 69»
Савинкина Инна Валерьевна, учитель истории МБОУ «Лицей № 124»
Сиромахо Ирина Сергеевна, учитель истории МБОУ «Гимназия № 69»
Соколова Галина Васильевна, учитель истории МБОУ «Гимназия №80»
Суворова Ирина Сергеевна, учитель истории и обществознания, ОДНКНР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53 с углубленным изучением отдельных предметов»
Функ Светлана Николаевна, учитель истории МБОУ «Лицей № 124»

Финансовая грамотность урок 5 класс (DOCX, 20 Кб)

Проект 3: Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. Урок новых знаний, 3 класс

Заречнева Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ Средняя общеобразовательная школа №1
Кекало Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ МКОУ «Первоалейская средняя общеобразовательная школа»
Ракова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа»
Распопова Марина Михайловна, учитель начальных классов МБОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа»
Соловьёва Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №11»

занятие финансы (PPTX, 3,85 Мб)

финансовая грамотность (DOCX, 53 Кб)

Проект 4: Что такое деньги и какими они бывают. Занятие внеурочной деятельности, 2-4 класс

Болотова Людмила Ильинична, учитель начальных классов МБОУ «Дружбинская средняя общеобразовательная школа»
Бессонова Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24»
Епишина Елена Георгиевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 69»
Ерёмина Марина Викторовна, учитель МБОУ Бурановская средняя общеобразовательная школа
Майорова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 69»
Ляпина Людмила Николаевна, учитель начальных классов МКОУ «Подойниковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза М.И.Рогачева»
Эллерт Елена Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ Победимская средняя общеобразовательная школа

Что такое деньги-5 (PPTX, 322 Кб)

Проект 5: Рассмотрим деньги поближе. Занятие внеурочной деятельности, 2 класс

Баклажко Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №113 имени Сергея Семенова»
Жаринова Евгения Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Новоромановская средняя общеобразовательная школа»
Землякова Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №101»
Сапегина Маргарита Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №55»
Сапрыкина Ирина Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ «Поспелихинская СОШ №2»

Занятие 2 Рассмотрим деньги поближе (DOCX, 25 Кб)

Проект 6: Как делать сбережения? Занятие внеурочной деятельности, 2 -3 класс

Акеньшина Лариса Алексеевна, учитель начальных классов МКОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа»
Алексеева Наталья Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей «Эрудит»
Левчук Надежда Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №78»
Лютых Галина Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №16»
Маш Татьяна Федоровна, учитель начальных классов МКОУ «Гоношихинская СОШ»
Шипилова Лариса Викторовна, учитель начальных классов МКОУ «Трусовская средняя общеобразовательная школа»

Сбережения (PPTX, 26,04 Мб)

Технологическая карта занятия (DOCX, 23 Кб)

Проект 7: Семейный бюджет. Занятие внеурочной деятельности, 6 класс

Булгакова Дарья Алексеевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №50»
Киселев Вадим Анатольевич, учитель истории, обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 «Кадетский корпус юных спасателей»
Подболотова Маргарита Алексеевна, учитель истории, обществознания МКОУ «Тальменская средняя общеобразовательная школа №5»
Сутормина Анна Николаевна, учитель истории, обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 «Кадетский корпус юных спасателей
Тутукина Людмила Анатольевна, учитель математики МБОУ «СОШ №60»

Проект урока (PPTX, 1,52 Мб)

Проект 8: Деньги: что это? Урок-открытие новых знаний, 8 класс

Афанасьева Людмила Леонидовна, учитель математики МБОУ «Гимназия №3»
Ерофеева Юлия Даниловна, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей №101»
Махоткина Юлия Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №76»
Рубцова Елена Юрьевна, учитель технологии МБОУ «Профильный лицей №24» г. Рубцовска
Шустик Татьяна Ивановна, учитель технологии МБОУ «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов»

Технологическая карта деньги (DOC, 111 Кб)

Финансовая грамотность (PPTX, 1,26 Мб)

Проект 9: Налоговая система в Российской Федерации. Деловая игра, 8 класс

Бессонова Елена Владимировна, учитель истории, обществознания МБОУ «Основная общеобразовательная школа №15»
Именова Людмила Валентиновна, учитель экономики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №93»
Исаева Наталья Владимировна, учитель МБОУ «Порошинская средняя общеобразовательная школа»
Маслова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Саввушинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза К.Н. Чекаева»
Савельев Сергей Николаевич, учитель истории и обществознания МБОУ "Лицей №129" имени Сибирского батальона 27-й стрелковой дивизии
Соколова Людмила Васильевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей «Эрудит»
Черных Любовь Михайловна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №98»

Деловая игра (DOCX, 35 Кб)

Представление проекта (PPTX, 808 Кб)

Приложения (DOCX, 684 Кб)

Разработка занятия (DOCX, 28 Кб)

Проект 11: Деньги: что это такое? Занятие внеурочной деятельности, 8 класс

Авилова Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Лицей № 112»
Рудакова Людмила Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 118»
Сапрыкина Надежда Алексеевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 81»
Сафонова Ольга Викторовна, учитель истории МБОУ "СОШ №51"
Чепкасов Руслан Владимирович, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31»
Чувашова Ольга Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31»

Проект Деньги Курсы 2016 г. (PPT, 1,68 Мб)

Проект занятия (DOCX, 27 Кб)

Проект 10: Первые деньги. Занятие внеурочной деятельности, 2 класс

Бадулина Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20
Митюшова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 106
Оськина Елена Васильевна, учитель начальных классов МБОУ Нижнечуманская СОШ
Почанкина Марина Васильевна, учитель начальных классов МКОУ Борисовская СОШ
Рудакова Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 106
Чернова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20

Конспект занятия первые деньги (DOCX, 65 Кб)

Первые деньги (PPTX, 1,82 Мб)

Проект 15: Семейный бюджет

Прищепа Вера Михайловна, воспитатель КГБУ «Романовский центр помощи детям,оставшимся без попечения родителей»
Юсупова Наталья Александровна, воспитатель КГБУ «Яровской центр помощи детям,оставшимся без попечения родителей»

Семейный бюджет (PDF, 409 Кб)

Презентация 1 (PPTX, 329 Кб)

Презентация 2 (PPTX, 1,45 Мб)

Проект 16: Куда тратятся деньги?

Гартман Татьяна Евгеньевна КГБУ «Панкрушихинский центр помощи»,
Зобнина Ирина Александровна КГБУ «Михайловский центр помощи детям»,
Кравчук Нина Николаевна КГБУ «Поспелихинский центр помощи детям»,
Угренинова Нина Евгеньевна КГБУ «Павловский центр помощи детям»,
Чуканов Эдуард Юрьевич КГБУ «Алейский центр помощи детям»,
Ямщикова Анна Ивановна КГБУ «Куйбышевский цент помощи детям»

Конспект занятия (PDF, 306 Кб)

Презентация: Куда потратить деньги (PPT, 6,23 Мб)

Игра Экономические загадки (PPT, 4,84 Мб)

Проект 17: Что такое деньги?

Абасова Виктория Геннадьевна (г. Заринск)
Баканова Марина Борисовна (с. Троицкое)
Кирьянова Евгения Альбертовна (г. Рубцовск)
Липинская Анастасия Юрьевна (г. Камень-на-Оби)
Маслова Евгения Николаевна (с. Топчиха)
Симаева Лариса Николаевна (с. Алтайское)
Хижняк Анастасия Леонидовна (ст. Среднесибирское)

Конспект занятия (PDF, 369 Кб)

Презентация (PPTX, 2,09 Мб)

Проект 18: Семейный бюджет

Ларикова С.А. МБОУ «СОШ №127» г. Барнаул
Широбокова О.А., МБОУ «Лицей №2» г. Барнаул
Селиванова Н.Л., МБОУ «Сростинская СОШ им. В.М. Шукшина»
Смирнова С.Г., МБОУ «Сетовская СОШ»

Технологическая карта урока (PDF, 420 Кб)

Презентация урока (PPT, 1,43 Мб)

Проект 19: Что такое налоги и зачем их платить

Руф Юлия Александровна МБОУ Ненинская СОШ им. Героя РФ Лайса А.В.,
Субботина Татьяна Валерьевна МКОУ «Крестьянская СОШ»,
Конкин Иван Иванович МКОУ Тогульская СОШ,
Губанова Елена Анатольевна МБОУ «Целинная СОШ».,
Багринцева Наталья Валентиновна МБОУ «Лицей №101» г. Барнаул,
Воронина Елена Геннадьевна МБОУ СОШ №3 г. Новоалтайска,
Мелихов Владимир Александрович МБОУ СОШ №84.

Технологическая карта урока (PDF, 466 Кб)

Налоги (PPTX, 1,90 Мб)

Проект 20: Деньги: что это такое?

Майкопова Раиса Ивановна МБОУ «Гимназия №80»
Никитина Татьяна Александровна МБОУ «Гимназия №80»
Викулина Оксана Александровна МБОУ «Санниковская СОШ»
Потехина Ольга Сергеевна МБОУ «Малоенисейская СОШ»
Волошина Татьяна Сергеевна МБОУ «Гимназия №3»

Технологическая карта занятия (PDF, 461 Кб)

Презентация (PPTX, 1,21 Мб)

Проект 21: Откуда в семье берутся деньги

Архипова Оксана Федоровна МБОУ «Завьяловская СОШ № 1»
Бельтикова Анна Сергеевна МБОУ «Санниковская СОШ» Первомайского района
Бежбармакова Ирина Ивановна МБОУ Ненинская СОШ им.Героя РФ Лайса А.В.
Ведрова Елена Викторовна МБОУ «СОШ №127 г. Барнаул»
Шальпова Татьяна Петровна МБОУ «Лицей №2 г. Барнаул»

Технологическая карта занятия (PDF, 714 Кб)

Презентация (PPTX, 2,43 Мб)

Проект 23: Деньги: что это такое?

Т.В.Жукова, учитель истории и обществознания МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М.С.
Евдокимова», Смоленский район
М.А.Ткаченко, учитель русского языка и литературы «Усть-Катунская
ООШ»,филиал МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М.С. Евдокимова», Смоленский район
О.А. Свиридюк, учитель истории и обществознания МБОУ «Первомайская СОШ»,
Павловский район
Н.Н. Чистякова, учитель истории и обществознания МБОУ «Первомайская СОШ»,
Павловский район
Н.К. Эллерт, учитель истории и обществознания МБОУ«СОШ № 5», г. Бийск

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЛОВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………......стр. 2

Актуальность проекта …………………………………………………………….стр. 3

Цель, задачи проекта………………………………………………………………стр. 4

Участники проекта ………………………………………………………………..стр. 4

Этапы проекта……………………………………………………………………..стр. 5

Ожидаемые результаты…………………………………………………………...стр. 5

Тематический план работы с детьми…………………………………………..стр. 6-7

Заключение ………………………………………………………………………..стр. 8

Список литературы………………………………………………………………..стр. 9

Приложение…………………………………………………………………...стр. 10-20

Введение

Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» включает следующую информацию:

  • актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
  • принципы реализации проекта;
  • цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;
  • сроки и этапы реализации проекта;
  • управление и обеспечение проекта;
  • ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;
  • планируемые мероприятия в рамках проекта;
  • заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию финансовой грамотности «Маленький финансист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Данный проект будет реализован с воспитанниками МОАУ СОШ № 5 им. К.Н. Чубаровой г. Свободного (дошкольное образование)

Актуальность

Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности. Это влечет за собой недостаток или отсутствие навыков и компетенций, необходимых для эффективного управления личными финансами, осуществления осознанного выбора финансовых услуг, взаимодействия с финансовыми организациями, органами и организациями, которые занимаются защитой прав потребителей финансовых услуг.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

З адачи:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посрелдством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
  • воспитатели группы;
  • родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (в течение одной недели)

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».
  • подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»

Предполагаемые результаты

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
  • Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

План мероприятий по финансовой грамоте детей

Понедельник:

Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара

Демонстрация презентации «История денег»

Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

НОД «Дом, в котором «живут» деньги»

Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).

Материал: комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев.

Игра «Купи другу подарок»[см. приложение № 2]

Цель : научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Вторник:

Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

НОД «Доход семьи»

Задачи: познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия; уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов; развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги.

Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет».

Д\и «Угадай, где продаются»[см. приложение № 2]

Цель:

Среда:

«Презентация семейный бюджет»

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;

НОД «Путешествие денежки»

Д\и «Что быстрее купят?»[см. приложение № 2]

Цель:

Четверг:

Решение проблемной ситуации «Хочу и надо»[см. приложение № 2]

Презентация «Познавательный маршрут «Банкомат»»

Продуктивная деятельность: изготовление поделок для ярмарки

Д\И «Кто трудится, кто играет»[см. приложение № 2]

Цель: закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой)

Пятница:

Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» - на тему «О рекламе товара»

[см. приложение № 2]

Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Игровая ситуация «Рекламная компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.

«Ярмарка поделок»- учить устанавливать собственную цену стараясь продать «товар» по собственной цене.

НОД «Путешествие в страну Экономика»[см. приложение № 3]

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
  • правила поведения в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Список использованных литературных источников

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/

http://e.stvospitatel.ru/

приложение № 1

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

« Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1. Что такое деньги

2. Где их взять

3. Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.

Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так

как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.

В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принёс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.

На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

Для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;

Когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

Ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

Чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

Никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;

Чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

  • Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
  • Возьмите ребенка в банк.
  • Поговорите с детьми о вложении денег.
  • Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
  • Научите детей зарабатывать деньги.
  • Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
  • Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.
  • Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
  • Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
  • Будьте для ребенка примером.

Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!

приложение № 2

Игры с экономическим содержанием

Игра «Хочу - надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию - «хочу» или «надо», - относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
ТСО: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.


Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.
ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.

«Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

«Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

«Магазин игрушек»

Цель: Дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

ТСО: Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

«Что быстрее купят?»

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

«Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.

приложение № 3

Конспект НОД «Путешествие в страну Экономика»

Задачи:

  • Научить выделять главное направление использования денег людьми.
  • Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.
  • Расширять знания о производителях товаров и услуг
  • Упражнять детей в решении экономических задач.
  • Воспитывать уважение, умение ценить труд взрослых.

Предварительная работа:

  • Рассказы родителей о бюджете семьи, об их профессиях.
  • Беседа на тему «Не все покупается и продается»
  • Организация игровой деятельности: С/ролевые игры «Семья», «Библиотека», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Строители»…
  • Чтение художественной литературы В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта», А. Толстой «Приключения Буратино», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» и др.
  • Заучивание пословиц по теме
  • Экскурсия в магазин, на почту, в библиотеку.

Материал:

ковер-самолет, корзинка с задачками, монетки-денежки, атрибуты к игре «Магазин» (игрушки, ценники), карточки с изображением профессий и их результат труда, картинки к игре «Что продается и не продается», большой нарисованный кошелек, Крокодил Гена, Чебурашка, Крыса Лариска, Шапокляк (игрушки или картинки), музыкальное сопровождение, мультимедийное оборудование.

Ход

В-ль: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по стране «Экономика». Там очень интересно. Хотите?

Дети: Да.

В-ль: А как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?

Дети: перечисляют виды транспорта.

В-ль: Скажите, а на чем путешествовал всем известный Старик-Хоттабыч?

Дети: на ковре-самолете.

В-ль: Давайте сегодня отправимся в путешествие на «ковре – самолёте»

В-ль: Мы летим над полями, над лугами, над широкими реками, лесами.

Прилетели на поляну. Смотрите, на ней растёт волшебное дерево. Давайте посмотрим, что оно нам приготовило. Под деревом конверт, а в нём письмо. Сейчас прочтём его.

«Здравствуйте, ребята! Обращается к Вам гном Эконом. В стране экономика Вас ждут нелёгкие испытания. Чтобы пройти по ней надо быть умными, решительными, умелыми и ничего не бояться. Под моим волшебным деревом Вы найдёте задания. Желаю удачи! Гном Эконом»

В-ль: Ребята, вы не испугаетесь трудностей? А где же здесь могут быть задания? Вот и корзинка, а в ней лежат воздушные шарики, а задания находятся внутри шаров. Мы будем лопать шарик с соответствующей цифрой и доставать задание. (Называем цифру, лопаем шар)

В-ль: Первая остановка называется «Бюджетная». На ней мы с вами поговорим о бюджете. Ребята, скажите, а что же такое бюджет семьи?

Дети: Это все деньги, которые заработали все члены семьи.

Звучит музыка из мультфильма о Крокодиле Гене.

В-ль: Давайте мы с вами поговорим о бюджете семьи крокодила Гены.

«Подружились как-то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариска и стали жить вместе. И все у них получалось. Крокодил Гена на работу в зоопарк устроился, получал за это….что?

Дети: Крокодил Гена получал зарплату.

В-ль: Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?

Дети: папа, мама, бабушка…

В-ль: За что они получают зарплату?

Дети: за выполненную работу (дети читают стихи)

1.Вот и месяц пролетел

Чему я очень рада

Ведь родителям моим

Положена зарплата.

2. День зарплаты наступил

Папа в магазин сходил.

Мамин пополнился гардероб,

А я получил самолет.

В-ль: Чебурашка учился в летной школе, чтобы стать пилотом. За учебу Чебурашке платили, как вы думаете что?

Дети: Чебурашке за учебу платили стипендию (дети читают стихи)

1.Сегодня первое число,

Чему я очень рад:

Ведь получает в этот день

Стипендию мой брат…

2. Я объяснил своим друзьям,

Пусть знают все ребята,

Что, в сущности, стипендия –

Студенческая зарплата.

3. Студентам за учебный труд

Стипендия положена.

Брат купит много книг себе,

А мне мороженое!

В-ль: Правильно, молодцы. Старуха Шапокляк уже не работала, сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала от Государства…. Что?

Дети: Старуха Шапокляк получает пенсию (дети читают стихи)

1.Дед и бабушка мои

Потрудились от души.

Много лет они старались,

Вот и пенсии дождались.

С пенсии конечно дед

Купит вкусненьких конфет.

В гости к ним всегда хожу,

Помогаю, как могу.

В-ль: Правильно. Однажды крыса Лариска тоже придумала себе занятие. Она стала выращивать около дома цветы. Цветы были необыкновенной красоты, выросло их очень много. На семейном совете было решено продавать цветы на рынке. От продажи цветов она получала…что?

Дети: продавая цветы, старуха Шапокляк получала деньги

В-ль: Правильно. Как вы думаете, больше или меньше станет доход семьи Крокодила Гены, если Лариска будет продавать цветы?

Дети: доход будет больше.

В-ль: Все заработанные деньги семьи Крокодила Гены – это доход его семьи. Давайте посчитаем, сколько составляет доход его семьи.

(Дети считают до 10)(Весь рассказ сопровождается показом картинок

и выкладыванием монеток в общий «кошелек»)

В-ль: молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А сейчас я предлагаю отправиться дальше.

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

В-ль: Лопаем шар под цифрой 2. Остановка «Денежная». На ней мы поговорим о деньгах. Скажите, за что люди получают деньги?

Дети: люди получают деньги за свой труд.

В-ль : Для чего нужны деньги?

Дети: купить продукты , заплатить за квартиру , заплатить за лечение , заплатить за детский сад , сходить в кинотеатр , сходить в кафе , оплачивать проезд в транспорте

В-ль: Правильно, молодцы. Вы все знаете, для чего нужны деньги. А сейчас отгадайте загадку:

Угадай, как это зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто–напросто ….(товар)

В-ль: ребята, скажите мне всё ли на свете можно купить и продать?

Дети: Нет.

Игра «Что продается, что не продается» [см. приложение № 2]

В-ль: Вы замечательно справились с заданием, отправляемся дальше.

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

В-ль: Третья остановка называется «Трудовая»

Хочу вас обрадовать, что на этой остановке за свой труд вы будете получать монетки, которые вам еще пригодятся.

В этой стране живут трудолюбивые люди. И гном Эконом просят, чтобы вы назвали пословицы о труде , которые они придумали?

(за правильные ответы дети получают монетки)

Дети :

  • Каков работник, такова ему и плата.
  • Дело мастера боится.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
  • Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Кто сидит на печи, тот не ест калачи.

В-ль: Молодцы, много назвали пословиц. Ребята, а давайте вспомним, какие профессии бывают. А для этого мы поиграем в игру «Загадки».

(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и получают монетки)

  • Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы статьКто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?
  • Кто прибьет вам каблучок, замочек вставит в сапожок?
  • Кто билеты проверяет, безбилетных выгоняет?
  • Кто шьет из ткани сарафан для Тани?
  • Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?
  • Кто границы охраняет и наш сон оберегает?
  • Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?
  • Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус?

В-ль: Молодцы ребята. Предлагаю поиграть в игру «Кто, что производит?»

[см. приложение № 2] (Дети подбирают к картинке профессии - его результат труда) Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку. Открывают ее, а в ней находятся экономические задачки.

(Дети решают задачки и получают монетки за правильные ответы.)

В-ль: Молодцы, славно потрудились. Все загадки отгадали, задачи решили, со всеми заданиями справились, да еще и заработали денег. И пора нам возвращаться в детский сад.

Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробку. Открывают ее, а в ней находятся письмо, зачитывает его

«Ребята! Я вас всех поздравляю! Я рад, что вы не испугались трудностей, прошли все испытания, помогали друг другу. А в награду за это я Вам приготовил этот необычный сундучок с призами».

(Поощрение детей. Дети под музыку улетают на ковре-самолете)

и потратить их в «Магазине»

(Игра «Магазин)

Дети соотносят количество монет с ценой товара и

покупают один предмет или несколько.


Лучшие статьи по теме