Как сделать свой бизнес успешным
  • Главная
  • Термины
  • Аудит эффективности использования рабочего времени. Аудит рабочего времени. Как понять, на что сотрудники расходуют время? Методы проведения тренинга

Аудит эффективности использования рабочего времени. Аудит рабочего времени. Как понять, на что сотрудники расходуют время? Методы проведения тренинга

Целью аудиторской проверки резервов предстоящих расходов является формирование мнения о достоверности данных показателей бухгалтерской отчетности, отражающих суммы недостач и потерь.

Выполняя процедуру проверки резервов предстоящих расходов, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

    Бухгалтерский учет резервов предстоящих расходов соответствует положениям нормативных актов?

    Данные аналитического и синтетического учета по счету 96 "Резервы предстоящих расходов" соответствуют данным главной книги и баланса?

    Корреспонденция счетов по счету 96 "Резервы предстоящих расходов" составлена в соответствии с положениями нормативных актов?

Подробные комментарии и нормативные документы к вышеуказанным вопросам, описание методики аудита, а также классификатор типовых нарушений смотри в программе автоматизации аудита ЭкспрессАудит:ПРОФ.

Порядок проведения аудита резервов предстоящих расходов, как нам представляется, включает ряд последовательных этапов:

При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счету 96 синтетического учета резервов предстоящих расходов.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по счету 96 учета резервов предстоящих расходов.

Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

Аудиторская организация при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что:

    конечные сальдо по счету синтетического учета резервов предстоящих расходов (96) предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;

    соответствующие показатели бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного периода соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета резервов предстоящих расходов;

    проверка правильности создания резервов предстоящих расходов.

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке создания резервов предстоящих расходов.

Согласно Инструкции по применению плана счетов, для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу, предназначен счет 96 "Резервы предстоящих расходов". В частности, на этом счете могут быть отражены суммы:

    предстоящей оплаты отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации;

    на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

    производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

    на ремонт основных средств;

    предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

    на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Создавать резервы или нет организация решает сама. Решение о создании резервов и порядок резервирования средств должны быть предусмотрены в учетной политике.

Величину резервируемых на те или иные цели сумм организация рассчитывает самостоятельно.

Суммы резервов предстоящих расходов относятся на те счета бухгалтерского учета, на которых должны учитываться резервируемые затраты.

Согласно ст. 324 НК РФ, если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, то на конец текущего налогового периода остаток таких средств не подлежит включению в состав доходов для целей налогообложения. Налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в такой резерв, исходя из совокупной стоимости основных средств, рассчитанной в соответствии с порядком, установленным настоящим пунктом, и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения. Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.

При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке использования резервов предстоящих расходов.

Если организация в течение года понесет расходы, под которые создавался тот или иной резерв, делаются записи в дебет счета 96:

Дебет 96 Кредит 23 (69, 70, 76, ...) - отражены фактические затраты, для которых ранее был образован резерв.

В случае, если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке корректировки резервов предстоящих расходов.

В конце года проводится инвентаризация резервов предстоящих расходов. При этом излишне начисленные суммы резерва сторнируются.

В некоторых случаях излишне зарезервированные суммы в конце года можно не сторнировать. Например, если:

    ремонтные работы рассчитаны на несколько лет;

    выплата вознаграждений за выслугу лет и вознаграждений по итогам работы за год производится в следующем году (например, в январе).

В этих случаях излишне начисленные суммы резервов сторнируются после окончания ремонта или после выплаты соответствующих вознаграждений.

Согласно ст. 324.1 НК ТРФ, расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников. На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва. Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога.

Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда. Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.

Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

В аналогичном порядке налогоплательщик осуществляет отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.

По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам правильности создания и использования резервов предстоящих расходов.

Аудит использования рабочего времени начинается с анализа планового объема рабочего времени, исчисляемого методом вычитания из числа дней в году праздничных, отпускных дней и потерь рабочего времени из расчета среднего числа часов работы одного среднесписочного рабочего за год, месяц. Он заканчивается соотнесением планового объема рабочего времени с фактическим, реальным фондом рабочего времени, величина которого зависит от численности работников, продолжительности рабочего периода в днях, продолжительности рабочего дня, количества отработанных человеко-часов. Сравнение плановых (расчетных, базисных) показателей с фактическими обнаруживает потери рабочего времени в абсолютных единицах и в процентах.

В ходе анализа эффективности использования рабочего времени составляется таблица:

Показатель

Значение

План

Факт

Отклонение, %

Среднесписочное количество работников, чел.

Количество отработанных дней, чел\ч

Неявки на работу (дней) в том числе по причинам: очередные отпуска, учебные отпуска, болезни, и другие неявки, разрешенные законом или администрацией, прогулы

Среднесписочная продолжительность рабочего дня, час

Среднее количество часов работы одного работника, час

Количество отработанных часов работниками, чел\час.

Среднее количество дней работы одного работника, час

Все эти показатели рассчитываются как отклонение плана и факта в процентах.

Более детальную характеристику использования рабочего времени в организации дает анализ баланса рабочего времени одного среднесписочного работника.

Эффективность использования рабочего времени определяют возможным сокращением численности работников и величиной недопроизведенной продукции за счет потерь и нерациональных затрат рабочего времени.

Аудит укомплектованности персоналом

Аудиторская экспертиза заполнения штатных должностей начинается с получения информации, какого рода обязанности выполняет работник (описание должности) и каковы должны быть его знания и навыки для этого (специфика должности).

При анализе штатных должностей целесообразно использовать количественные методы: функциональный анализ рабочего процесса; анкетирование.

Функциональный анализ рабочего процесса применяется для характеристики сущности рабочего процесса, описаний рабочего процесса и получения данных, необходимых для формулировки требований к работникам. Достоинство метода в получении количественных оценок рабочего процесса. С его помощью все рабочие процессы могут быть классифицированы, например, в целях установления уровня заработной платы работника.

При использовании должностного анкетирования для количественной оценки должностей используется стандартизированная анкета. Её заполняет сам аудитор. Разделы анкеты условно можно разделить на следующие:

1. Источники служебной информации: откуда и как исследуемое должностное лицо получает необходимые для его работы данные?

2. Умственная работа: какого рода решения, аналитические или проектно-планировочные процедуры, выполняет работник, занимающий данную должность?

3. Затраты физического труда: какие физические затраты и какие инструменты необходимы для данного рабочего процесса?

4. Контакты с другими людьми: какого рода взаимодействия с окружающими необходимы для выполнения работы данным должностным лицом?

5. Условия на рабочем месте: в каких физических и социальных условиях трудится работник?

Существуют компьютерные программы для количественной оценки рабочих должностей. Используются семь основных параметров: характер принимаемых решений, взаимосвязи, ответственность, необходимость рабочих навыков и обучения, наличие и характер затрат ручного труда, использование оборудования и транспортных средств, обработка информации.

Эти оценки позволяют кратко описать рабочее место (должности) и проводить сопоставление различных процессов.

Достоинство метода анкетирования в его апробированности, недостаток – большие затраты времени и труда. Анкетный опрос дает только самую общую картину рабочей должности.

Аудитор оценивает сложность труда. В отечественной практике для установления разряда сложности работ оцениваются следующие функции: расчеты, подготовка рабочего места или работы, ведение рабочего процесса, управление оборудованием, ответственность в работе. В зависимости от степени значимости этих функций для выполнения той или иной работы они могут быть определены как простая, средняя и сложная. Каждая степень сложности работы имеет максимальную и минимальную оценку. Общая оценка сложности работы определяется суммированием оценок по всем функциям с помощью балльной оценки.

Далее аудитор оценивает сочетание индивидуального и коллективного труда в организации. Для этого он изучает сведения о количественной оценке личного трудового вклада каждого работника в конечный результат и о количественной оценке вклада каждого работника в конечный результат и о количественной оценке вклада конкретного трудового коллектива в общий результат работы предприятия.

Первый показатель - коэффициент трудового участия - учитывает производительность труда работника, качество работы, соблюдение трудовой дисциплины, отношение к своим служебным обязанностям. Эффективность его использования зависит от зрелости коллектива, гласности, принципиальности и активного участия всех членов коллектива в решении вопросов морального и материального стимулирования.

Второй показатель - коэффициент трудового вклада - учитывает значимость производственной деятельности данного подразделения для всего технологического процесса предприятия, численность работающих, объем выпускаемой продукции (работ), качество продукции, состояние трудовой дисциплины.

Аудитор оценивает правильность применения этих показателей с позиции развития демократических начал в управлении, укрепления трудовой и технологической дисциплины, воспитания сознательного отношения к труду. Правильное применение этих показателей способствует формированию мотивационного ядра личности, соответствующего современным условиям и поставленным задачам.

ЦЕЛЬ выраж. мнения о достов. показ-ей отчетности в части отражения операций по формированию и использованию резервов (установление обоснованности формирования и правильности учета резервов.)

СЧЕТА РЕЗЕРВОВ:

Счет 14 «Резервы под снижение стоимости матер. ценностей» (Создан 91.2 / 14)

Счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» (Создан 91.2 / 59)

Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» (Создан 91.2 / 63)

Счет 96 «Резервы предстоящих расходов» (Создан 20,25,/96)

Оценка обоснованности включения статей в данный резерв;

Подтверждение достоверности оформления и отражения в учете формир и испол. резервов;

Оценка качества инвентаризаций зарезервированных сумм;

Арифметический контроль показателей резерва.

ИНФОРМ. БАЗА

учетные регистры аналитического и синтетического учета,

разработочные таблицы (по распределению);

справки-расчеты о распределении резерва

акты (ведомости) по инвентаризации резерва

журналы-ордера,

счета 14,58,96,63, (91 ,20-ые)

Главная книга, ББ

НОРМ БАЗА:

НК, УП, ФЗ 129 «О БУ», ФЗ 307 «Об ауд деят»,

1) Тест средств контроля (Распредел фун принятия реш., соверш. Опер. И контроль за ними)

Проверка соблюд норм актов,

Проверка учетных процедур признания расходов в резерв;

Проверка организации документооборота

Проверка учетных процедур списания резерва (использовании)

Проверка порядка формиров отч-ти

Резервы неиспользованные – сторнируются в конце года

ПРОГРАММА

1) Тест средств контроля

2) Аудиторские процедуры по существу:

Проверка данных регистров резервов и сверка их со счетами главной книги

Анализ состава и обоснованности отнесения отдельных видов расходов на резерв

Проверка правильности разграничения использования резерва по отчетным периодам

Проверка правильности списания неиспользованных резервов

Изучение данных инвентаризации резервов и сравнение результатов с данными аналитического учета. Проведение инвентаризации (при необходимости)

Подсчет и сверка данных аналитического учета затрат на производство с данными учетных регистров

ПОДРОБНЕЕ АУДИТ 96 «резерв предстоящих расходов»

ЦЕЛЬ - формирование мнения о достоверности данных показателей бухгалтерской отчетности, отражающих суммы недостач и потерь.

Выполняя процедуру проверки 9 7 резервов предстоящих расходов, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

Бухгалтерский учет резервов предстоящих расходов соответствует положениям нормативных актов?



Данные аналитического и синтетического учета по счету 96 "Резервы предстоящих расходов" соответствуют данным главной книги и баланса?

Корреспонденция счетов по счету 96 "Резервы предстоящих расходов" составлена в соответствии с положениями нормативных актов?

Сверка данных аналитического учета резервов предстоящих расходов с оборотами и остатками синтетического учета

При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счету 96 синтетического учета резервов предстоящих расходов.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по счету 96 учета резервов предстоящих расходов.

Сверка данных бухгалтерского учета резервов предстоящих расходов с данными бухгалтерской отчетности

Аудиторская организация при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что:

Конечные сальдо по счету синтетического учета резервов предстоящих расходов (96) предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;

Соответствующие показатели бухгалтерской отчетности на начало и конец отчетного периода соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета резервов предстоящих расходов;

Проверка правильности создания резервов предстоящих расходов.

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке создания резервов предстоящих расходов.

сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу, предназначен счет 96 "Резервы предстоящих расходов". В частности, на этом счете могут быть отражены суммы:

Предстоящей оплаты отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации;

На выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

Производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

На ремонт основных средств;

Предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

На гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Создавать резервы или нет организация решает сама. Решение о создании резервов и порядок резервирования средств должны быть предусмотрены в учетной политике.

Величину резервируемых на те или иные цели сумм организация рассчитывает самостоятельно.

Суммы резервов предстоящих расходов относятся на те счета бухгалтерского учета, на которых должны учитываться резервируемые затраты.

Согласно ст. 324 НК РФ При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств налогоплательщик обязан определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года. Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения указанных видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные ремонты не осуществлялись.

Проверка правильности использования резервов предстоящих расходов

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке использования резервов предстоящих расходов.

Если организация в течение года понесет расходы, под которые создавался тот или иной резерв, делаются записи в дебет счета 96:

Дебет 96 Кредит 23 (69, 70, 76, ...) - отражены фактические затраты, для которых ранее был образован резерв.

В случае, если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

Проверка правильности корректировки резерва

При проведении аудита необходимо установить выполняются ли требования нормативных актов о порядке корректировки резервов предстоящих расходов.

В конце года проводится инвентаризация резервов предстоящих расходов. При этом излишне начисленные суммы резерва сторнируются.

В некоторых случаях излишне зарезервированные суммы в конце года можно не сторнировать. Например, если:

Ремонтные работы рассчитаны на несколько лет;

Выплата вознаграждений за выслугу лет и вознаграждений по итогам работы за год производится в следующем году (например, в январе).

В этих случаях излишне начисленные суммы резервов сторнируются после окончания ремонта или после выплаты соответствующих вознаграждений.

Согласно ст. 324.1 НК ТРФ, расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников. На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва. Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и соответственно сумму единого социального налога, по которым ранее не создавался указанный резерв.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений единого социального налога.

Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда. Если по итогам инвентаризации резерва предстоящих расходов на оплату отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.

Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам правильности создания и использования резервов предстоящих расходов.

ПОДРОБНЕЕ АУДИТ 96 резервов по сомнительным долгам.

Созданные резервы по сомнительным долгам (счет 63) проверяются аудитором на предмет:

Соблюдения порядка создания и пополнения резервов по сомнительным долгам и его соответствие учетной политике, присоединение сумм неиспользованных резервов к прибыли отчетного периода;

Правомерности отнесения задолженности в разряд сомнительной;

Правильности расчета сумм резервов по сомнительным долгам;

Ведение аналитического учета и его соответствие синтетическому учету.

Аудитор проверяет обоснованность отнесения дебиторской задолженности, которая не погашена в сроки, установленные договором и не обеспечена соответствующими гарантиями, к сомнительным долгам. Анализируются результаты проведения инвентаризации дебиторской задолженности.

ПОДРОБНЕЕ О СЧЕТАХ РЕЗЕРВОВ _ БУХ УЧЕТ

Счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» - о резервах под отклонения стоимости сырья, материалов, топлива, незавершенного производства, готовой продукции, товаров определившейся на счетах бухгалтерского учета, от рыночной стоимости

создаётся в объеме разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости. Случаи создания указанного резерва предусмотрен п. 25 ПБУ 5/01 «Учет МПЗ», и он касается морально устаревших материалов, материалов, полностью или частично утративших свое первоначальное качество, материалов, по которым текущая рыночная стоимость, стоимость продажи снизились.

Резерв создается за счет финансовых результатов. Сумму резерва определяют путем сопоставления фактической себестоимости с рыночной стоимостью по каждому номенклатурному номеру или по группам однородных материальных ценностей. Расчет текущей рыночной стоимости запасов производится специалистами организации на основе информации, доступной до даты подписания бухгалтерской отчетности.

В бухгалтерском балансе величина резерва под обесценение материальных ценностей уменьшает стоимость материально-производственных запасов.

Счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» образуется в объеме разницы между учетной и расчетной стоимостью некотируемых финансовых вложений, по которым произошло устойчивое существенное снижение их стоимости. Под обесценением финансовых вложений понимается устойчивое существенное снижение их стоимости ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить в обычных условиях ее деятельности.

Устойчивым признается снижение стоимости финансовых вложений при одновременном выполнении следующих условий:

* на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату стоимость вложений существенно выше их расчетной стоимости;

* в течение отчетного года расчетная стоимость финансовых вложений существенно изменялась исключительно в направлении уменьшения;

На отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений.

Если эти условия выполнены, то необходимо создать резерв под Обесценение финансовых вложений. В случае создания резерва в прошлом периоде неизрасходованные суммы резерва относятся на финансовые результаты организации.

На момент формирования резерва анализируются все финансовые вложения, находящиеся в собственности организации, независимо от места их нахождения (в депозитарии, у залогодержателя, у доверительного управляющего). Если расчетная стоимость объекта вложений ниже учетной, то разница между этими величинами включается в сумму резерва.

Итоговая величина резерва определяется как сумма резервов, созданных под обесценение отдельных объектов финансовых вложений.

Образуется указанный резерв за счет финансовых результатов организации (в составе прочих расходов) в коммерческих организациях и за счет увеличения расходов - в некоммерческих.

В налоговом учете порядок создания резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, прописанный в ст. 300 Н К РФ, совершенно иной.

Во-первых, резерв под обесценение вложений в ценные бумаги в налоговом учете вправе создавать только профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность.

Во-вторых, резерв под обесценение вложений в ценные бумаги в налоговом учете создается только по эмиссионным ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг.

В-третьих, резервы создаются в налоговом учете в отношении каждого выпуска ценных бумаг, удовлетворяющего указанным требованиям, независимо от изменения стоимости ценных бумаг других выпусков.

Выполняя задачу сближения бухгалтерского и налогового учета, организациям по ценным бумагам, не имеющим текущую рыночную стоимость, устойчивое снижение стоимости лучше не определять и резерв под обесценение финансовых вложений не создавать.

Сумма резервов под обесценение ценных бумаг налогооблагаемую прибыль не уменьшает.

Счет 63 «Резервы по сомнительным долгам» создается по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги на основе проведения инвентаризации дебиторской задолженности организации с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. При этом сомнительным долгом признается такая дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Сомнительным долгом признается не любая не погашенная в срок и необеспеченная задолженность, а только задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполняемых работу оказываемых услуг. Периодичность инвентаризации дебиторской задолженности и порядок создания резерва по сомнительным долгам должны быть утверждены в учетной политике.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Данный резерв может создаваться и пополняться в течение года, причем столько раз, сколько предусмотрено в учетной политике инвентаризаций дебиторской задолженности организации. На сумму создаваемых резервов сомнительных долгов дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Аналитический учет ведется по каждому сомнительному долгу, на который создан резерв.

Согласно нормам бухгалтерского учета организация имеет право формировать резерв по каждому сомнительному долгу в полном объеме. Формирование резерва, а также списание задолженности на убытки сверх сумм созданного резерва являются прочими расходами.

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется в налоговом учете следующим образом:

По сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

По сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

По сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - сумма создаваемого резерва не увеличивается.

Суммы отчислений в создаваемые резервы включаются в состав внереализационных расходов и уменьшают налогооблагаемую прибыль. Однако это правило действительно только для организаций, применяющих метод начисления. При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода.

Использовать резерв сомнительных долгов можно только для того, чтобы погасить задолженность, по которой истек срок исковой давности, а также другие долги, нереальные для взыскания.

Сумма резерва, не полностью использованная в отчетном (налоговом) периоде, может быть перенесена на следующие отчетные (налоговые) периоды, но в последующих периодах резерв должен быть скорректирован относительно остатка резерва.

Счет 96 «Резервы предстоящих расходов» Он предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу. В частности, на этом счете могут быть отражены суммы: предстоящей оплаты отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации; на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на ремонт основных средств; на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

создаются в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства и обращения. По своей экономической сущности эти резервы можно отнести к собственному капиталу организации. Целями создания резервов предстоящих расходов являются: а) накопление источников финансирования крупных затрат, носящих периодический характер; б) равномерное включение расходов в себестоимость или издержки обращения во времени (их распределение); в) выравнивание промежуточных финансовых результатов.

Система нормативного регулирования определяет строго целевое назначение резервов предстоящих расходов.

Организация может создавать следующие виды резервов:

На предстоящую оплату отпусков работникам;

Выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

Выплату вознаграждений по итогам работы за год;

Ремонт основных средств;

Гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и на другие цели.

Организация решает самостоятельно, какие резервы ей создавать, и закрепляет это положение в учетной политике.

Существует большая разница между тем, как Вы проводите свое время и тем, как Вы думаете, что проводите его.

Особенно актуально это для рабочего времени. Ведь одно дело, если Вы провели свободный вечер в свое удовольствие. И совсем другое — потерять рабочий час. Тогда страдает вся команда и проект.

Как же определить эту разницу? Лучше понять, куда уходит Ваше время, поможет .

10 причин задуматься об аудите рабочего времени

Каковы масштабы потерь рабочего времени? Посмотрим результаты исследования международного кадрового портала hh.ua. Аналитики изучали главные факторы, на которые отвлекаются офисные сотрудники.

В десятку главных поглотителей рабочего времени попали:

1. Первое место заняла а банальная личная переписка. 51,76% офисных сотрудников изучают личную почту в рабочее время.
2. Просмотр новостей — 43,95%
3. Переписка в ICQ, QIP, Skype и других месенджерах — 34,11%
4. Социальные сети оказались лишь на 4-м месте — 31,24%
5. Сайты по интересам — 17,98%
6. Сайты по поиску работы — 15,55%
7. Онлайн-покупки — 12,13%
8. Чтение и написание блогов — 7,52%
9. Компьютерные игры — 5,45%
10. Туристические сайты — 4,9%

При этом реже одного раза в день отдаются на растерзание пожирателям рабочего времени только 11,84% тружеников.

Такое положение вещей имеет негативные последствия: снижает эффективность работы всего предприятия и приносит прямые убытки. Ведь сотрудники получают зарплату за работу, а тратят рабочее время на что угодно, кроме работы. Плюс к этому увеличивается плата за Интернет, есть риск заражения компьютеров вирусами.

Аудит использования рабочего времени

Компании обычно используют такие формы аудита:

  • хронометраж рабочего дня;
  • фотография рабочего дня;
  • табель учёта рабочего времени;
  • видеонаблюдение;
  • биометрические системы;
  • сервисы автоматического учёта рабочего времени. Позволяют получить подробную информацию по каждому сотруднику.

Автоматический или ручной аудит?

Одна из форм аудита — ведение записей своего времени, что отражает реальную историю работы. Сюда входит перечень посещенных сайтов и запущенных программ, и время проведенное на них. Таким образом можно определить политику использования Интернета и программ для каждого сотрудника или отдела.

Вести такие записи вручную — трудозатратно. От сотрудника требуется постоянно записывать время начала-окончания работы над задачей. Легко забыть, да и нарушает привычный ритм работы.

К примеру, сервис Yaware.TimeTracker помогает определить, насколько грамотно сотрудники распоряжаются своим рабочим временем.

Чтобы начать работу с сервисом Yaware.TimeTracker, необходимо зарегистрироваться, скачать небольшую программу-клиент и установить на компьютеры сотрудников.

После этого Вы узнаете всю правду об эффективности Ваших работников:

  • приходят ли они вовремя на работу;
  • как часто устраивают перерывы и сколько времени уходит на отдых;

  • какие программы чаще всего используют в течение дня;
  • какова продуктивность разных сотрудников и отделов за неделю, месяц и т.д.

Вся аналитика отображается в форме простых для понимания графиков и отчётов. Даже одного взгляда достаточно для быстрого анализа ситуации.

Помните: аудит рабочего времени сотрудников поднимает их продуктивность минимум на 10%. А значит и увеличивает общие доходы!

"Временем управлять невозможно!
Поэтому важно управлять... собой и... другими".

Тренинг предназначен для всех, кому не хватает 24-х часов в сутках, кто заинтересован в повышении эффективности собственной профессиональной и личной жизни.

Цели тренинга:

Стратегические :

  • Повышение эффективности деятельности;
  • Приобретение навыков эффективного планирования и управления временем;
  • Добиваться успеха, не тратя много времени.

Частные :

Приобретение навыков грамотной постановки целей и планирования их достижения с учетом необходимых ресурсов;

  • Приобретение навыков расстановки приоритетов и распределения времени в соответствии с ними;
    • Освоение неиспользуемых резервов времени и уничтожения "пожирателей" времени;
  • Анализ индивидуальных проблем и способов уменьшения потери времени;
    • Освоение новых техник тайм - менеджмента и адаптация их для себя.

Методы проведения тренинга:

  • Интенсивное обучение, основанное на опыте.
  • Индивидуальный подход к каждому участнику.
  • Ролевые и ситуационные игры, дискуссии, индивидуальные упражнения, тестирование, лекционные вставки.

ПРОГРАММА:

1. Что такое – «тайм-менеджмент»?

  • Время как невосполнимый ресурс.
  • Основные закономерности "расширения" времени.
  • Аудит временных потерь.
  • «Поглотители времени» - внутренние и внешние
    • коллеги
    • ненужные действия
    • непредвиденные ситуации
  • Техники борьбы с поглотителями.
  • Хронометраж - истинное количество времени для достижения задачи
    • способы
    • результаты
    • важность
Создание банка индивидуальных «пожирателей времени».

2. Постановка целей.

  • Определение и формирование цели.
  • Процесс постановки целей.
  • Построение дерева целей.
  • Конфликт целей.
  • Пути и стратегии достижения цели

Формирование оценки индивидуальных целей по формату SMART .

3. Планирование времени.

  • Система планирования времени.
  • Виды планов и их создание.
  • График работоспособности.
  • Организация повседневной деятельности.
  • Задачи с фиксированным и неопределённым сроком исполнения
  • Методы планирования
    • "Альпы".
    • Метод швабры.
    • "Неделька".
    • Карта мыслей.
    • Кайрос и хронос.

Создание графика ежедневной индивидуальной работоспособности.

4. Принципы и правила тайм - менеджмента.

  • Оптимальное использование имеющихся ресурсов.
  • Контроль планирования.
  • Пирамида приоритетов
  • Матрица управления временем.
  • Разделение полномочий.
  • Принципы эффективного отдыха.
  • Рационализация посредством группировки задач.
  • Принцип Парето.

5. Инструменты экономии времени.

  • Эффективное проведение совещаний.
  • Организация и проведение переговоров.
  • Ведение корреспонденции
  • Эффективное делегирование
  • Контроль результатов и оценка деятельности.
  • Методы постановки и решения задач
  • Техники управления временем.
    • Личные награды и наказания.
    • Поедание лягушек.
    • Разрезание слона.
    • Метод швейцарского сыра.

6. Самоменеджмент – функции и возможности.

  • Влияние индивидуальных установок на использование времени.
  • Самодисциплина при выполнении задач.
  • Улучшение самоконтроля.
  • Уменьшение стрессов и нервного напряжения.
  • Преодоление забывчивости.
    • Сокращение помех и нежелательных перерывов.

Создание индивидуального плана по внедрению тайм-менеджмента в личную и профессиональную деятельность.

ТАТЬЯНА СОТНИКОВА

  • Бизнес-тренер, консультант (ITC Group/ АйТиСи Груп),
  • Старший преподаватель СПб ГУ (соискатель, тема диссертации «Командообразование»),
  • Директор по персоналу (дистрибуция), Директор по развитию (туризм), Индивидуальный Предприниматель.
  • Финалист конкурса Сбербанка «Бизнес-тренер России- 2010»,
  • Финалист конкурса эссе Московской школы бизнеса «Развитие бизнес – образования России»,
  • Автор книги «Отдел продаж под ключ» (2009, издательство « ТД Питер»),
  • автор публикаций в журналах «Управление продажами», «Личные продажи», «Справочник по управлению персонала», «Бизнес. Образование. Право.»

Формат работы: с 10:00 до 18:00 с обедами и кофе-паузами

Место проведения: конференц-зал «АиФ», г.Минск, ул.Б.Хмельницкого д.7, ком.402

Стоимость участия: 3 500 000 бел. рублей без НДС согласно Налоговому кодексу РБ от 29.12.2009 71-3, гл. 34, ст. 286
При оплате по 9 августа 2012: 3 150 000 бел. рублей

Лучшие статьи по теме