Как сделать свой бизнес успешным
  • Главная
  • Малый бизнес
  • Основные положения по скрытому управлению войсками. Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью

Основные положения по скрытому управлению войсками. Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью

Учебные вопросы: 1) управления подразделениями в бою и требование предъявляемые к нему; 2) организация боя командиром отделения и работа по управлением боя; 3) воспитательная работа в подразделениях в ходе боя. Учебно-воспитательные цели: 1. Дать понять и углубить знания студентов об организаций и управления подразделениями в ходе ведения боя. . 2. Воспитать чувство постоянной ответственности за принятое решение. Время: 2 часа. Место проведения: аудитория военной кафедры. Форма проведения: рассказ, беседа. Используемая литература: 1) Правила боевого применения сухопутных войск Вооруженных Сил РК (часть третья) взвод, отделение, танк.

Учебный вопрос -№ 1. «управления подразделениями в бою и требование предъявляемые к нему » . Управление подразделениями заключается в целенаправ ленной работе командира взвода (отделения, танка) по поддержа нию боевой готовности взвода (отделения, танка), подготовке его к бою и руководстве им при выполнении поставленных задач. Основой управления является решение командира. Командир взвода (отделения, танка) несет полную и единолич ную ответственность за боевую готовность, подготовку взвода (отделения, танка), вооружения и военной техники к бою и успеш ное выполнение боевой задачи в установленные сроки, а также за воинское воспитание, дисциплину, морально психологическое состояние личного состава и соблюдение положений международ ного гуманитарного права, в том числе международных правил ведения военных действии. Он всегда должен знать, где находятся, какую задачу выполняют, в чем нуждаются подчиненные ему подразделения (солдаты, сержанты) и их морально психологичес кое состояние.

Управление должно быть устойчивым, оперативным, непре рывным и скрытным. Устойчивость управления заключается в обеспечении ее эф фективного функционирования и сохранении оперативности, не прерывности, скрытности в условиях воздействия сложной такти ческой обстановки. Она достигается организацией и проведением мероприятий, направленных на повышение ее защищенности и восстанавливаемости; тщательной маскировкой и фортификацион ным оборудованием пунктов управления; созданием резерва сил и средств управления. Оперативность управления заключается в своевременном при нятии и реализации решения по складывающейся обстановке в ходе выполнения задачи. Она достигается постоянным наблюдением за действием подразделений и выполнением ими задач, веде нием разведки, своевременной постановкой (уточнением задач) подчиненным.

Непрерывность управления заключается в способности коман дира взвода (отделения, танка) постоянно воздействовать на ход действий подразделений, своевременно ставить подчиненным задачи и получать от них информацию об обстановке. Она достига ется постоянным функционированием средств связи, знанием личным составом установленных сигналов управления. Скрытность управления заключается в сокрытии от противника места командира подразделения в боевом порядке и содержанки сигналов управления. Она достигается тщательной маскировкой командно наблюдательного пункта взвода, соблюдением порядка и правил применения радио и проводных средств связи, умелым управлением подчиненными сигнальными средствами в условиях непосредственного огневого контакта с противником.

В случае непредвиденной потери всякой связи со старшим начальником командир взвода (отделения, танка) должен само стоятельно принять решение, наиболее соответствующее сложив шейся обстановке. В бою командир взвода (отделения, танка) должен наблюдать за ходом боя, вести разведку противника, своевременно ставить задачи подчиненным, умело использовать все огневые средства поражения противника. . Вся работа командира взвода (отделения, танка) по организа ции боя проводится на местности, а если это невозможно, то он принимает решение, отдает боевой приказ, организует взаимодей ствие в исходном районе по карте (схеме, на макете местности). В этом случае боевые задачи отделениям (танкам) и приданным средствам командир взвода уточняет на местности в период заня тия ими позиций (выдвижения их к рубежу перехода в атаку). Порядок работы командира взвода (отделения, танка) зависит от конкретной обстановки, полученной задачи и наличия времени.

Командир взвода, получив боевую задачу, уясняет ее, оценивает обстановку, принимает решение, проводит рекогносциров ку, отдает боевой приказ, организует взаимодействие, боевое обеспечение и управление, подготовку личного состава, вооруже ния и военной техники к бою, затем проверяет готовность взвода к выполнению боевой задачи и в установленное время докладывает об этом командиру роты. При уяснении полученной задачи командир взвода должен понять задачу роты и взвода, какие объекты (цели) на направлении действий взвода поражаются средствами старших командиров, задачи соседей и порядок взаимодействия с ними, силы и сред ства усиления взвода для выполнения боевой задачи, а также время готовности к выполнению задачи.

Оценивая обстановку, командир взвода должен изучить: состав, положение и возможный характер действий противни ка, его сильные и слабые стороны, места расположения его огне вых средств; состояние, обеспеченность и возможности взвода и приданных подразделений; состав, положение, характер действий соседей и условия взаи модействия с ними; характер местности, ее защитные и маскирующие свойства, выгодные подступы, заграждения и препятствия, условия наблю дения и ведения огня. Кроме того, командир взвода учитывает радиационную и химическую обстановку, состояние погоды, время года, суток и их влияние на подготовку и ведение боя.

На основе выводов из уяснения задачи и оценки обстановки, командир взвода единолично принимает решение, в котором опре деляет способы выполнения полученной задачи (какому против нику, где и какими средствами нанести поражение, применяемые при этом меры по введению противника в заблуждение), задачи отделениям (танкам), приданным подразделениям и огневым сред ствам и организацию управления. О принятом решении коман дир взвода докладывает старшему командиру (начальнику). Решение командир взвода оформляет на рабочей карте.

При проведении рекогносцировки командир взвода на местнос ти указывает ориентиры, положение противника, и наиболее ве роятный характер его действий, уточняет задачи отделениям (тан кам) и другие вопросы, связанные с использованием местности в бою (места позиций отделений, огневых позиций боевых машин пехоты, бронетранспортеров, танков, противотанковых и других огневых средств, заграждений и проходов в них, маршрут выдви жения взвода и места спешивания отделений). Она проводится с привлечением командиров штатных и приданных подразделений (огневых средств), а иногда и механиков водителей (водителей). В боевом приказе командир взвода указывает: в первом пункте ориентиры: во втором пункте состав, положение и характер действий противника, места расположения его огневых средств: в третьем пункте задачу роты, взвода;

в четвертом пункте задачи соседей, объекты и цели на нап равлении действий взвода, поражаемые средствами старших ко мандиров, в пятом пункте после слова «приказываю» ставятся задачи отделениям (танкам), приданным подразделениям и огневым сред ствам, а командир мотострелкового взвода, кроме того, задачи непосредственно подчиненному личному составу (сержанту взво да, расчету пулемета, снайперу, стрелку санитару) и создаваемым группам (огневой поддержки, разграждения (подрыва и захвата). в шестом пункте время готовности к выполнению задачи; в седьмом пункте свое место и заместителя. Боевой приказ оформляется на обороте рабочей карты.

При организации взаимодействия командир взвода должен согласовать усилия штатных и приданных огневых средств для успешного выполнения поставленной задачи, добиться правильного и единого понимания всеми командирами отделений (тан ков) боевой задачи и способов ее выполнения, а также указать сигналы опознавания, оповещения, управления, взаимодействия и порядок действий по ним. В целях организации боевого обеспечения, командир взвода в форме отдельных указаний определяет порядок наблюдения и действий личного состава применении противником оружия массового поражения и высокоточного оружия, мероприятия по инженерному оборудованию позиций, маскировке, охранению и порядок их выполнения.

При организации мероприятий технического и тылового обес печения командир взвода указывает порядок и сроки получения боеприпасов, заправки горюче смазочными материалами, прове дение технического обслуживания вооружения и военной техники, обеспечение личного состава продовольствием, водой и другими материальными средствами, а также следить за содержанием эки пировки солдата и сержантов и правильным ее использованием. При организации управления командир взвода уточняет (дово дить) радиоданные и порядок пользования радио и сигнальными средствами связи.

Учебный вопрос -№ 2. «организация боя командиром отделения и работа по управлением боя» . Командир отделения (танка), получив боевую задачу, должен: понять задачу взвода, отделения (танка), а также задачи соседей, время готовности к выполнению задачи, порядок и сроки ее выполнения; уяснить, где противник и что он делает, а также места распо ложения его огневых средств; изучить местность, ее защитные и маскирующие свойства, выгодные подступы, заграждения и препятствия, условия наблюде ния и ведения огня; определить задачи личному составу и отдать боевой приказ.

В боевом приказе командир отделения (танка) указывает: в первом пункте ориентиры; во втором пункте состав, положение и характер действий противника, места расположения его огневых средств; в третьем пункте задачу взвода и отделения (танка); в четвертом пункте задачи соседей; в пятом пункте после слов «приказываю» ставит задачи: командир мотострелкового отделения наводчику оператору (наводчику орудия, наводчику пулемета бронетранспортера), пулеметчикам, гранатометчику, снайперу, механику водителю (водителю), а при необходимости и остальному личному составу; командиры гранатометного и противотанкового отделений, кроме того, указывают задачи расчетам; в шестом пункте сигналы оповещения, управления, взаимо действия и порядок действий по ним; в седьмом пункте время готовности к выполнению задачи и заместителя.

Боевой приказ отдается устно в краткой форме и предельно ясно. При постановке задач личному составу командир отделения должен указать место каждого подчиненного в боевом порядке (на позиции) и определить порядок наблюдения и ведения огня. После отдачи приказа командир отделения (танка) организует подготовку отделения (танка) к выполнению задачи: пополнение ракет, боеприпасов, техническое обслуживание боевой машины пехоты (бронетранспортера), танка, выполнение установленных работ по инженерному обеспечению, а затем проверяет знание задач личным составом, его обеспеченность всем необходимым для боя и докладывает командиру взвода о готовности отделения (танка) к бою.

Управление огнем является важнейшей обязанностью ко мандира взвода (отделения, танка). Оно включает: изучение и оценку местности; выбор и назначение ориентиров; организацию наблюдения за полем боя; выбор огневых позиций; назначение (доведение) сигналов уп равления огнем; разведку наземных и воздушных целей, оценку их важности и определение очередности поражения; выбор вида оружия и типа боеприпасов; вида и способа ведения огня (стрельбы); целеуказание, подачу команд на открытие огня или постановку огневых задач; наблюдение за результатами огня и его корректирование; маневр огнем; контроль за расходом боеприпасов.

Цель управления огнем заключается в наиболее полном исполь зовании огневых средств для нанесения противнику максимально го поражения в кратчайшие сроки с наименьшим расходом бое припасов. Для управления огнем старшим командиром назначаются еди ные ориентиры и сигналы. Заменять их запрещается. При необхо димости командир взвода (отделения, танка) может назначить дополнительно свои ориентиры, но при докладах старшему коман диру и поддержании взаимодействия используются только ориен тиры, указанные старшим командиром. В качестве ориентиров выбираются хорошо видимые и наи более устойчивые от разрушения местные предметы. При исполь зовании ночных прицелов в качестве ориентиров выбираются местные предметы с большей отражающей способностью в преде лах дальности действия прицелов. Ориентиры нумеруются справа налево и по рубежам от себя в сторону противника. Один из них назначается основным.

Целеуказание может осуществляться от ориентиров (местных предметов) и от направления движения (атаки), трассирующими пулями и снарядами, разрывами снарядов и сигнальными сред ствами, а также наведением приборов и оружия в цель. Разведка целей ведется командирами, наблюдателями, а при необходимости и всем личным составом взвода (отделения, танка, расчета). Из боевых машин пехоты (бронетранспортеров), танков, во всех видах тактических действий ведется круговое наблюдение. Секторы назначаются в зависимости от расположения прицелов, приборов наблюдения, бойниц и размещения личного состава. В первую очередь уничтожаются противотанковые средства, бронированные машины на переднем крае и в ближайшей глубине, расчеты пулеметов, снайпера, стрелки с подствольными гранато метами, авианаводчики, артиллерийские корректировщики и ко мандиры, При постановке (уточнении) огневых задач командиры указывают: кому, где (целеуказание), что (наименование цели) и какую задачу выполнить (уничтожить, подавить, разрушить и т. п.).

Учебный вопрос -№ 3. «воспитательная работа в подразделениях в ходе боя » . Информационно воспитательная работа ведется целеустремленно и непрерывно в любой обстановке, на любом этапе повседневной деятельности, отмобилизования и приведения частей и подразделений в боевую готовность, при подготовке к бою и в ходе его. Организация и проведение такой работы являются обязанностью всех командиров, заместителей по воспитательной работе, начальников родов войск и служб. Непосредственное руководство этой деятельностью осуществляют офицеры по общественно государственной подготовке и информированию органов воспитательной работы, которые несут полную ответственность за ее состояние.

При организации информационно воспитательной работы учитываются проводимые бригадой, батальоном, ротой мероприятия при подготовке к бою и в ходе его, вид боевых действий. Информационно воспитательная работа организуется по двум основным этапам: а) подготовительному и б) в ходе боя. Она отражается отдельными мероприятиями в «Плане морально психологического обеспечения подготовки к бою и ведения боя» . Перечень мероприятий в части готовится офицером бригады по государственно правовой подготовке и информированию. В подразделениях такие мероприятия планируют командиры и их заместители по воспитательной работе.

Основными группами указанных мероприятий могут быть: меры по переводу сознания личного состава с мирного на военное время; порядок инструктирования и постановки задач активу; мероприятия по повышению бдительности; проведение политического информирования и государственно правовой подготовке личного состава; порядок снабжения подразделений техническими средствами воспитания, газетами, литературой; порядок получения информации и докладов непосредственным начальникам. Исходя из требований руководящих документов, к плану могут разрабатываться информационно справочные материалы и расчеты. Опыт войск показывает, что среди них могут быть: штатно должностной список информационного и боевого актива; расчет обеспечения подразделений техническими средствами воспитания; описи дел и документов, подлежащих уничтожению и необходимых для работы в боевой обстановке, и другие.

В целях повышения эффективности информационно воспитательной работы в период подготовки к боевым действиям офицеры воспитательных структур и активисты готовят необходимые документы: справку о боевом пути соединения (части), бланки боевых листков, листков молний, памятки, брошюры, материалы для бесед, политинформаций, занятий в системе государственно прававой подготовки, выписки из должностных обязанностей по организации информационно воспитательной работы. Они формируются в папки (сумки). Кроме того, готовятся канцелярские принадлежности и др. В роте и во взводе для проведения информационной работы обычно имеется переносной комплект наглядной информации, который может включать планшеты: “Государственные символы Казахстана”, “Вооруженные Силы Казахстана”, “Дни воинской славы Казахстана”, “Нам завещали великие предки”, “Сыны Отечества”, “Боевой путь части”, “Воин! Соблюдай меры безопасности”, “Знай вероятного противника” и другие, карты мира и Республики Казахстан, папку со справочными материалами, боевые листки и т. д.

К проведению конкретных мероприятий информационно воспитательной работы привлекаются командиры (начальники), их заместители, офицеры управления части (подразделения), должностные лица воспитательных структур, военные юристы, медики и другие специалисты, представители государственной власти, правоохранительных органов, религиозных конфессий, трудовых коллективов, общественных организаций и движений патриотической направленности. Особое внимание организаторы информационно воспитательной работы обращают на выбор форм и методов, которые зависят от конкретных задач, решаемых воинским коллективом или отдельными военнослужащими.

Основными формами работы в подготовительный период могут быть митинги, беседы, собрания и т. д. ; в ходе боевых действий – личный пример отваги, мужества, устное обращение к военнослужащим, информация об отличившихся в бою и награжденных, рассказ о героических подвигах воинов, сообщение о потерях, понесенных противником, и т. д. Опыт показывает, что основными формами информационно воспитательной работы при подготовке к бою являются: групповые и индивидуальные беседы, выпуск боевых листков и листовок молний, устные сообщения, оформление стенных газет и материалов наглядной информации, прослушивание радио и др.

Политическое информирование организуется со всеми категориями военнослужащих. В подготовительный период оно проводится во время, предусмотренное планом морально психологического обеспечения подготовки и ведения боя, а в ходе боевых действий – по решению командира во время, когда непосредственно боевые действия не ведутся (в перерывах между боями, на привалах и т. д.). В ходе информационно воспитательной работы должны уделяться в основном на укреплению воинской дисциплины в частях и подразделениях объединенной группировки, воспитанию у личного состава законопослушания, понимания необходимости беспрекословного подчинения приказу командира. В этих целях должны проводиться специальные юридические информации, встречи воинов с работниками военной прокуратуры. Личному составу разъяснялись положения Уголовного кодекса РК об ответственности за воинские преступления.

Боевое информирование организуется и проводится с личным составом, непосредственно выполняющим боевые (учебно боевые) задачи. Большое внимание уделяется доведению до военнослужащих памяток о боевых действиях в различных условиях, особенно в горах, в городе, о порядке обнаружения и обезвреживания мин противника и другое. Боевое информирование призвано широко раскрывать инициативу, смекалку, бесстрашие и героизм казахстанских военнослужащих при выполнении ими воинского долга. Оно проводится как непосредственно перед выполнением, так и в процессе реализации учебно боевых задач. Главное место здесь отводится личному контакту, отдаче приказов, распоряжений и их разъяснению, передаче информации по техническим средствам связи, посредством боевых листков и листовок молний. Такое информирование личного состава осуществляют командиры, офицеры штабов и органов воспитательной работы, специально назначенные люди из числа офицеров, прапорщиков и сержантов. Информации проводятся, как правило, с офицерами – в масштабе бригады или батальона, с солдатами и сержантами – в масштабе роты (отдельного взвода).

В целях разъяснения военнослужащим особенностей предстоящей операции, конкретных боевых задач и способов их решения должны быть налажены система боевого информирования. Ежедневно в отделениях, экипажах, расчетах должны проводиться 15 20 минутные информации. Использовать также читки газет, доведение до личного состава информации, поступавшей из штабов и объединенной группировки войск. Материалы для боевого информирования должны готовиться офицерами воспитательных структур, а для непосредственного их доведения до воинов привлекаться командиры подразделений, их заместители по воспитательной работе, офицеры штабов, наиболее подготовленные солдаты, сержанты и прапорщики из состава боевого актива, имеющие опыт войны, участвовавшие в миротворческих миссиях и других местах.

Офицеры должны постоянно учитывать решаемые задачи. Так, накануне совершения марша личному составу надо доводить задачи марша, обязанности военнослужащих, сигналы оповещения и порядок действий по ним. Непосредственно на марше командиры, их заместители по воспитательной работе должны осуществлять постоянный контроль за действиями личного состава, во время коротких остановок и привалов доводить до воинов реальную обстановку действия войск, разъяснять решения правительства Казахстана, поставленную задачу. Основным источником информации в этих условиях должны быть все имеющие виды современного технического оповещения. Офицеры воспитатели обязаны прослушивать сообщения, обобщать их и доводить до военнослужащих. Свою главную задачу они должны видеть в том, чтобы путем непрерывного личного общения с воинами укрепить их морально психологическое состояние, уверенность в своих силах, в возможностях боевой техники и оружия, психологически подготовить их к боевому соприкосновению с вражескими вооруженными силами.

В ходе боевых действий повышению морального состояния и психологической устойчивости личного состава должны способствовать активная работа по своевременному раскрытию примеров мужественного поведения и героических подвигов сослуживцев в боях с противником. Организовывать выступления воинов, отличившихся в боях. Одновременно разъяснять характерные ошибки, неправильные действия отдельных воинов, которые в боевой обстановке приводили к ранению или гибели. В ходе информирования командиры, офицеры воспитательных структур должны вести широкую разъяснительную работу по разоблачению вражеской пропаганды, раскрывали подлинный смысл противника, призывать не поддаваться на провокации, побуждать к проявлению духовной и боевой стойкости.

Танки и боевые машины пехоты лавиной накатывались на позиции «противника». Он упорно оборонялся. Уничтожающая стрельба по целям из орудий, стремительность натиска позволили наступавшим с ходу прорвать передний край обороны. В бою мотострелки действовали решительно и добились успеха. Этому в значительной степени способствовало надежное управление подразделением в сложной, часто меняющейся обстановке.

Опыт Великой Отечественной войны и практика тактических учений показывают, что полное и эффективное использование боевых возможностей войск и выполнение ими поставленных задач в решающей степени зависят от надежности управления. Как известно, конечная его цель в бою - выбрать такой путь, метод и способ решения боевой задачи, которые непременно приведут к победе с наименьшими потерями в людях и боевой технике. Поэтому в нем, искусстве управления, как в фокусе, концентрируются теоретические знания и практические навыки командира, его организаторские способности, умение предвидеть и творчески применять положения уставов, наставлений и руководящих документов.

Современный бой - это не только единоборство живой силы, технических и огневых средств, но и напряженная борьба умов, волевых качеств, организаторских способностей командира. Его решение - основа управления в бою. От того, насколько оно соответствует обстановке, от умения командира твердо и последовательно проводить решение в жизнь, вносить при необходимости коррективы в свой замысел, во многом зависит исход боя. Успех боя зависит от качественного и бесперебойного тылового обеспечения, в котором надо предусмотеть все до мельчайших деталей.

Мастерство управления подчиненными в бою не приходит само собой, В его основе лежит политическая зрелость офицера, глубокое знание военного дела, сознательное выполнение своего долга перед Родиной и личная ответственность за ее защиту. Инициативно, тактически грамотно действует прежде всего тот офицер, прапорщик и сержант, который точно соблюдает уставные требования, хорошо знает боевые возможности своего подразделения, приданных и поддерживающих средств, сильные и слабые стороны противника и умело их использует, быстро разбирается в сложившейся обстановке и принимает правильные решения. Все это невозможно без широкого политического и военного кругозора, самостоятельности, решительности - качеств, которые формируются в повседневном ратном труде, в ходе борьбы за выполнение планов и программ боевой и политической подготовки. Этому также способствует создание на занятиях и учениях сложной, поучительной обстановки, внезапная подача самых различных вводных. Именно такие условия побуждают командира, всех воинов проявлять находчивость, принимать правильные решения.

В любой обстановке боя долг командира - собрать свою волю, мобилизовать знания в области техники и тактики, свой опыт на быстрейшее вскрытие группировки противника и его замысел, на принятие правильного решения а самые короткие сроки. Добиться этого можно тогда, когда решение и все действия командира будут базироваться на глубоком предвидении хода боя и перспектив развития событий. Умение командира смоделировать предстоящие боевые действия, способность заглянуть в будущее, упредить противника, представить в полном объеме картину боя и его вероятные последствия - это свидетельство его высокой профессиональной зрелости.

В системе управления боем особенно велика роль штаба-основного органа, претворяющего в жизнь решения и волю командира. На него возложена вся полнота ответственности за непрерывный сбор, обработку и анализ данных об обстановке, своевременную передачу их по назначению. Плановость, целеустремленность, действенность - вот основные показатели уровня работы штаба. Вместе с тем особенности современного боя, расширение и усложнение функций штаба выдвигают немало высоких требований к штабным офицерам. Сегодня нужна предельная четкость и слаженность штаба, полная согласованность в работе начальников родов войск и служб, направленная на безусловное и точное выполнение решения командира.

Сложившиеся в войсках формы и методы командирской подготовки, характер штабных тренировок и учений, как показывает практика, оправдывают себя. Дело за тем, чтобы настойчиво совершенствовать качество и эффективность обучения с командирами и штабами по овладению прочными навыками управления, учить умелой организации боя па местности в самых трудных условиях, днем и ночью. Нельзя, конечно, умолчать и о недостатках в этом важном деле. Отдельные командиры еще недостаточно занимаются вопросами повышения качества полевой выучки и подготовки штабов. Имеются и такие случаи, когда сами командиры готовятся к учениям наспех. Потому и проходят они непоучительно, в упрошенных условиях. Подобные случаи, безусловно, должны получать принципиальную оценку.

Управление в бою осуществляется с помощью средств связи и прежде всего радио. Надежность управления в большой степени зависит от того, насколько офицеры знают возможности техники связи, умеют пользоваться при переговорах таблицами, обеспечивающими скрытность управления. Командиры и штабы должны быть готовыми к работе в условиях активных радиопомех противника, умело использовать наряду с радио проводные, подвижные, сигнальные средства связи.

На решение задач боя должны быть направлены все формы и методы партийно-политической работы. Нужно настойчиво учить современным методам управления, воспитывать их на образцах подлинно научного подхода к проблемам управления. Неустанное совершенствование форм и методов управления будет способствовать делу дальнейшего повышения боевой готовности наших частей и подразделений.

Тема 3. Действия солдата в бою

Способы и средства управления военнослужащими в бою. Команды, сигналы и действия по ним. Тренировка в действиях по командам и сигналам. Ознакомление с переносными средствами связи, применяемыми в подразделениях ТТО, АТО. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью.

1. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ В БОЮ.

Управление подразделениями (личным составом) заключается в целенаправленной деятельности командира по поддержанию их в постоянной боевой готовности, подготовке подразделений (личного состава, вооружения и военной техники) к бою (выполнению полученной задачи) и руководству ими при выполнении задач.

Управление должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытым, обеспечивать постоянную боевую готовность подразделений, эффективное использование их боевых возможностей и успешное выполнение поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Устойчивость управления достигается: правильным уяснением задачи, поставленной старшим начальником; настойчивым проведением в жизнь принятых решений; умелой организацией работы на средствах связи; поддержанием устойчивой связи со старшим начальником, с подчиненными и взаимодействующими подразделениями.

Непрерывность управления достигается: постоянным знанием и всесторонней оценкой складывающейся обстановки; своевременным принятием решений и четкой постановкой задач подчиненным; умелым использованием средств связи; восстановлением нарушенного управления в кратчайшие сроки.

Оперативность управления достигается: быстрым реагированием на изменение обстановки; своевременным влиянием на действия подразделений в интересах выполнения поставленных задач.

Скрытность управления достигается: скрытным размещением и перемещением командно-наблюдательного пункта (командира в боевом порядке); строгим соблюдением правил и порядка использования средств связи, установленных режимов их работы и мер радиомаскировки; воспитанием личного состава в духе высокой бдительности.

Управление подразделениями (огневыми средствами, личным составом) организуется и осуществляется на основе решения командира.

Управление подразделениями в ходе ведения боя - это прежде всего непрерывное влияние командира па ход действий, направление усилий подчиненных на выполнение поставленной задачи в указанные сроки и с наименьшей затратой сил и средств. Оно осуществляется постоянным и быстрым реагированием на все изменения обстановки и вскрытие намерений противника; своевременным уточнением ранее принятого решения и задач подразделениям, если этого требует обстановка; непрерывным согласованием их действий; своевременным влиянием на ход боя имеющимися в распоряжении командира силами и средствами; надежным поддержанием связи со своими подразделениями, соседями, вышестоящим командиром; осуществлением постоянного контроля за выполнением подразделениями поставленных задач и за оказанием помощи.
В ходе боя командир взвода управляет подразделениями с командно-наблюдательного пункта, находясь обычно за его боевым порядком. Командно-наблюдательный пункт взвода выбирается в таком месте, откуда обеспечивается наилучшее наблюдение за местностью, противником, действиями своих подразделений и соседей, а также непрерывное управление взводом. В обороне он находится обычно в глубине опорного пункта, в наступлении при действиях на машинах - в боевом порядке взвода, в пешем порядке- за цепью взвода. Командир отделения управляет подчиненными, действуя непосредственно в боевом порядке.
Порядок работы командира по управлению подразделениями в ходе боя может быть различным. Командир взвода управляет подразделениями лично, а иногда и связным.
Если в ходе боя не произошло значительных изменений в обстановке, то принимаемые командиром решения будут носить частичный характер и направляться на развитие, уточнение первоначально принятого решения. Наблюдая за результатами боя, а также получая данные об обстановке от подчиненных, командир оценивает ее, уточняет отдельные вопросы решения, доводит боевые задачи и вопросы взаимодействия до исполнителей. Об отданных отделениям распоряжениях он докладывает командиру роты, а при необходимости информирует соседей.
Оценка обстановки, складывающейся в ходе боя, проводится по тем же элементам, что и при организации. Но по каждому элементу обстановки оцениваются прежде всего новые данные, поскольку они могут оказать решающее влияние на содержание решения. Ранее известные данные обстановки учитываются и при необходимости дополнительно анализируются. Постоянно зная и анализируя складывающуюся обстановку, командир предвидит возможное ее изменение, мысленно просматривает различные варианты действий противника и своих подразделений, принимает меры противодействия намерениям противника в ходе изменения обстановки и готовит базу для принятия частных решений.
Оценивая противника, командир прежде всего определяет: какие изменения произошли в его составе в результате воздействия ударами авиации, огнем артиллерии и средств прямой наводки, какие цели остались непораженными, какие и где новые объекты (цели) обнаружены, степень их важности, какое влияние они окажут на действия взвода, если останутся непораженными. На основе такой оценки противника командир определяет: какие важные объекты (цели), оказавшиеся непораженными и вновь обнаруженные, следует подавить или уничтожить огневыми средствами взвода, а какие нуждаются в подавлении средствами старших командиров. При оценке своих подразделений командир уясняет: потери в силах и средствах, как снизились боевые возможности подразделения в целом.
В решении по этому вопросу командир взвода определяет: какие объекты противника (вновь обнаруженные и непораженные) требуется поразить, когда и какие силы и средства необходимо привлечь для этого, какой маневр силами и средствами совершить. После этого он уточняет задачи по огневому поражению противника подразделениям, решает другие вопросы.
В тех случаях, когда изменившаяся обстановка в ходе боя позволяет вначале доложить принятое решение старшему командиру, командир взвода (отделения, танка) докладывает его, а затем ставит задачи подчиненным. Но в напряженной боевой обстановке часто возникают ситуации, требующие незамедлительных действий со стороны командира. В этом случае командир взвода (отделения), танка на основе принятого решения сразу же должен отдать необходимые распоряжения или команды подчиненным (поставить задачи) и лишь затем, когда позволит обстановка, доложить принятое решение старшему командиру.
При постановке задач в этих условиях важно соблюдать обоснованную очередность их доведения. В первую очередь следует ставить задачи тем подразделениям, которые должны начать действия раньше и которым требуется больше времени на подготовку к выполнению задачи.
В ходе боя при действиях на боевых машинах пехоты (бронетранспортерах, танках) командир взвода управляет взводом по радио, командами и сигналами. При этом, работая на радиосредствах, командиры должны строго соблюдать правила ведения переговоров. Во взводе (отделении, танке) все команды в бою передаются по радио открытым текстом. При подаче команд командиры отделений (танков) вызываются позывными, а пункты местности указываются от ориентиров и условными наименованиями.

Внутри боевой машины пехоты (бронетранспортера, танка) командир взвода (отделения, танка) осуществляет управление действиями подчиненных командами, подаваемыми по переговорному устройству или голосом, и установленными сигналами.
В боевой обстановке, при постановке в окоп, при застревании, преодолении опасного участка местности, погрузке на железнодорожную платформу или трейлер и в других случаях командир управляет боевой машиной установленными сигналами (командами), подаваемыми руками (в ночное время фонарем), находясь вне ее. Для этого он становится впереди машины; на безопасном расстоянии (не менее чем в пяти метрах) лицом к механику-водителю (водителю).
При проведении боя в пешем порядке командир мотострелкового (гранатометного) взвода управляет подчиненными путем подачи команд голосом, сигналами и через связных. Радиостанцию он применяет для управления действиями боевых машин пехоты (бронетранспортеров). Подачу команд и постановку боевых задач на открытие огня из вооружения БМП (БТР) он осуществляет через своего заместителя и наводчиков-операторов, остающихся в боевых машинах пехоты (бронетранспортерах). При управлении одиночными военнослужащими, действующими в пешем порядке, в команде обычно указываются: звание и фамилия, какое действие произвести, исполнительная часть команды.
Например: "Рядовой Петров - К БОЮ". "Рядовому Иванову перебежать к отдельному дереву - ВПЕРЕД". "Ефрейтору Сидорову переползти к отдельному кусту - ВПЕРЕД".
Взвод, действующий в пешем порядке без боевых машин пехоты (бронетранспортеров), из. походного порядка в предбоевой развертывается по команде (сигналу) "Взвод, в направлении такого-то предмета (на такой-то рубеж), в линию отделений-МАРШ". Первое отделение выдвигается в указанном направлении. Остальные отделения независимо от порядка следования в колонне взвода по командам своих командиров выдвигаются: второе - вправо, третье - влево; выдерживая равнение по первому отделению, с интервалом в 100 м между отделениями они продолжают движение.
В зависимости от обстановки и решения командира взвода места отделений в предбоевом порядке взвода могут меняться. В этом случае места отделений командир взвода определяет командой, например: "Взвод, в направлении группы берез, на рубеж выступ леса, строение; направляющее - второе отделение; первое отделение, вправо; третье отделение, влево - МАРШ". Отделения по командам своих командиров выдвигаются на свои направления и, выдерживая равнение по направляющему отделению, продолжают движение. С началом развертывания в предбоевой порядок командиры отделений устанавливают наблюдение за сигналами командира взвода.
Взвод, действующий на машинах, из колонны в боевую линию развертывается по команде (сигналу), например: "Взвод, в направлении поваленного дерева, на рубеж дороги - К БОЮ" или "Взвод, за мной - К БОЮ". При этом машина командира взвода продолжает движение в указанном направлении, вторая машина выдвигается вправо, третья - влево, и, выдерживая равнение по машине командира взвода, с интервалом до 100 м между машинами продолжают движение. При большем количестве боевых машин во взводе они выдвигаются на места, указанные командиром взвода.
Взвод, действующий в пешем порядке, из предбоевого порядка или из колонны, минуя предбоевой порядок, развертывается в цепь по команде, например: "Взвод, в направлении сухого дерева, на рубеж бугор, развалины, направляющее - второе отделение - К БОЮ" или "Взвод, за мной - К БОЮ". При развертывании в боевой порядок из предбоевого каждое отделение по команде своего командира развертывается в цепь и, выдерживая равнение по направляющему отделению, продолжает движение в указанном направлении с максимальной скоростью (ускоренным шагом или бегом), обеспечивающей эффективное ведение огня из своего оружия. Отделение, действующее в пешем порядке, развертывается в цепь по команде (сигналу), например: "Отделение, в направлении широкого куста, на рубеж курган, яма, направляющий - рядовой Семенов- К БОЮ" или "Отделение, за мной - К БОЮ". Отделение развертывается в цепь вправо и влево от командира отделения или направляющего и в соответствии с поставленной задачей продолжает движение в указанном направлении.
Для отражения противника огнем с места командир взвода (отделения) подает команду "Взвод (отделение) - СТОЙ", по которой взвод (отделение) залегает, применяясь к местности, и изготавливается для ведения огня. Для возобновления движения командир взвода (отделения) подает команду "Взвод (отделение) -в атаку, ВПЕРЕД" и добавляет (если нужно): "БЕГОМ".
Изменение направления движения взвода, действующего в пешем порядке, в предбоевом или боевом порядке, а отделения -в боевом порядке, командир взвода (отделения) производит по команде, например: "Взвод (отделение), вправо в направлении выступа леса (на рубеж яма, вые, 137,0), направляющее- первое отделение - МАРШ". Направляющее отделение (направляющий) изменяет направление на указанный предмет, остальные отделения (военнослужащие) выдвигаются на новое направление и продолжают движение, выдерживая равнение по направляющему отделению (направляющему).
При повороте взвода кругом в предбоевом порядке отделения по команде своих командиров "Отделение, за мной -МАРШ" или "Отделение, кругом- МАРШ" следуют за своими командирами или одновременно поворачиваются кругом и продолжают движение в новом направлении. При повороте взвода кругом в боевом порядке все машины в боевой линии, а при действиях в пешем порядке отделения в цепи одновременно поворачиваются кругом и продолжают движение в новом направлении.
При необходимости перемена направления движения взвода в боевом или в предбоевом порядке и отделения в боевом порядке производится по команде (сигналу) "Внимание, делай, что я". В этом случае командир взвода (отделения) указывает новое направление движения взвода движением своей машины, а при действиях в пешем порядке - установленным сигналом.
Командир взвода перестраивает взвод из боевой линии в колонну по команде (сигналу), например: "Взвод, в направлении ор. 2 (за мной), в колонну - МАРШ". При этом машина командира взвода продолжает движение, остальные машины в порядке номеров выходят на направление движения машины командира взвода, занимают свои места в колонне и продолжают движение, соблюдая установленные дистанции.
Взвод из цепи в линию отделений перестраивается по команде (сигналу), например: "Взвод, в направлении отдельного строения, в линию отделений- МАРШ". Каждое отделение перестраивается в колонну по одному и, соблюдая интервалы, продолжает движение в указанном направлении.
Взвод из линии отделений (из цепи) в колонну перестраивается по команде, например: "Взвод, в направлении сарая, в колонну по одному (по три), направляющее - первое отделение - МАРШ" или "Взвод, за мной, в колонну по одному (по три) - МАРШ".
Отделения на ходу в порядке номеров занимают места и колонне взвода и продолжают движение в указанном направлении или одновременно перестраиваются в колонну по одному и занимают свои места в колонне взвода.
Отделение из цепи в колонну перестраивается по команде (сигналу) "Отделение, за мной, в колонну по одному - МАРШ". Командир отделения продолжает движение, а солдаты на ходу смыкаются и занимают свои места в колонне.

2. КОМАНДЫ, СИГНАЛЫ И ДЕЙСТВИЯ ПО НИМ. ТРЕНИРОВКА В ДЕЙСТВИЯХ ПО КОМАНДАМ И СИГНАЛАМ.

Командир взвода (отделения) управляет подразделениями (личным составом, экипажами) по радио, командами, подаваемыми голосом, сигнальными средствами, и личным примером. Внутри боевой машины командир управляет действиями подчиненных командами, подаваемыми по переговорному устройству, голосом или установленными сигналами.

В обороне в мотострелковом (гранатометном, противотанковом) взводе создается командно-наблюдательный пункт, который развертывается в боевом порядке подразделения так, чтобы обеспечить его защиту от огня стрелкового оружия и минометов, наилучшее наблюдение за противником, действиями своих подчиненных, соседей и местностью, а также непрерывное управление взводом.

В наступлении при действиях мотострелкового взвода в пешем порядке командир взвода (отделения) располагается в месте, обеспечивающем эффективное управление подразделениями (подчиненными) и огнем.

Для управления подразделениями и огнем старший начальник устанавливает единые сигналы управления.

Лучшие статьи по теме