Как сделать свой бизнес успешным
  • Главная
  • Основные средства
  • Виды и методы финансового контроля. Виды, формы, методы финансового контроля. Методы проведения финансового контроля

Виды и методы финансового контроля. Виды, формы, методы финансового контроля. Методы проведения финансового контроля

ТЕМА 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ

ФИНАНСОВ И ИХ ФУНКЦИИ

Лекция №6. Финансовый контроль и его роль в распределении и эффективном использовании денежных средств

Цель: рассмотретьсущность и назначение финансового контроля; ознакомиться с методами и формами финансового контроля; изучить особенности предварительного, текущего и последующего финансового контроля; рассмотреть организацию общегосударственного контроля; изучить порядок осуществления финансового контроля в Донецкой Народной Республике.

План

2. Виды, формы и методы финансового контроля.

3. Организация финансового контроля в ДНР.

Эффективность реализации финансовой политики зависит от многих факторов, среди которых особая роль принадлежит финансовому контролю.

Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Финансовый контроль – целенаправленная деятельность уполномоченных органов по соблюдению выполнения субъектами хозяйствования установленных форм и методов финансовый отношений, анализ их эффективности и разработка предложений по их совершенствованию.

Финансовый контроль – совокупность видов, форм и методов проверки законности и целесообразности осуществления финансовых операций и реализации на этой основе задач финансовой политики.

Именно финансовый контроль обеспечивает обратную связь между поставленной целью и задачами финансовой политики и достигнутыми практическими результатами развития экономики. Полученные в результате финансового контроля данные являются основанием для изменения концепции финансовой политики, для разработки новых финансовых планов и прогнозов перегруппировки финансовых ресурсов, изменения форм финансовых отношений, которые в свою очередь вновь нуждаются в контроле.

Итак, конечной целью финансового контроля является содействие формированию и успешной реализации научно-обоснованной финансовой политики и эффективного финансового механизма всех субъектов финансовых отношений, а также рациональному использованию финансовых ресурсов во всех звеньях экономики.

В основе осуществления финансового контроля лежат такие принципы:

ü объективность (осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства);

ü постоянство (проводится с определенной периодичностью);

ü всеобъемлющий характер (охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности);

ü результативность (по его результатам принимаются определенные меры);

ü гласность (результаты публикуются для широкой общественности);

ü превентивность (упреждающий характер финансового контроля);

ü независимость (исключение материальной или моральной заинтересованности проверяющего).

Задачи, виды, формы, методы, субъекты и объекты финансового контроля следует рассматривать в зависимости от уровня его осуществления.

Финансовый контроль на макроуровне – это контроль со стороны государства за процессом образования и движения финансовых ресурсов всех звеньев финансовой системы. Его задачами являются:

ü обеспечение процесса формирования и использования централизованных фондов денежных средств;

ü соблюдение соответствия действующих форм и методов финансовых отношений объективно необходимым;

ü выявление и устранение диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и регионам с целью наиболее эффективного их использования.

Объект финансового контроля на макроуровне - государственные финансы.

Субъекты финансового контроля на макроуровне - высшие органы законодательной и исполнительной власти и управления, а также специальные органы контроля.

Финансовый контроль на микроуровне – это контроль на уровне отдельных субъектов хозяйствования всех форм собственности. Его задачами являются:

ü обеспечение соблюдения субъектами хозяйствования действующего финансового законодательства;

ü обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом и целевыми фондами, контрагентами;

ü выявление внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов;

ü содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильному ведению учета, составлению отчетности.

Незаконность действий отдельных субъектов хозяйствования ведет к искривлению финансовой политики и препятствует достижению намеченных результатов. Если в ходе контроля выявляется постоянное нарушение финансового законодательства большинством субъектов, это может свидетельствовать о том, что финансовая политика не учитывает их интересы. Необходимо внести коррективы в такую политику, т.к. никакое усиление контроля не даст желаемых результатов до тех пор, пока финансовая политика не будет учитывать интересы всех субъектов финансовых отношений.

Объект финансового контроля на микроуровне – финансово-хозяйственная деятельность предприятий, организаций и учреждений.

Субъекты финансового контроля на микроуровне –экономические службы предприятия, отдельные его специалисты, а также руководство предприятия.

В переходный период от административных к рыночным формам управления финансовый контроль значительно ослабел. Была сделана ставка на то, что в условиях рынка экономические рычаги станут наилучшими контролерами. Сейчас очевидно, что такая позиция ошибочна.


Виды, формы и методы финансового контроля

Финансовый контроль предусматривает различные его виды, формы и методы.

Виды контроля определяют взаимоотношения контролирующего и подконтрольного субъектов.

Формы – отображают стадию его осуществления относительно движения денежных потоков.

Методы – совокупность приемов и способов его осуществления.

Исходя из этого, классификация финансовый контроль будет выглядеть следующим образом (рис 6.1).

3.2.1. Ревизия

Рис.6.1.Классификация финансового контроля

1. В зависимости от вида финансового контроля:

1.1. Внутренний контроль – осуществляется экономическими службами предприятий и организаций (бухгалтериями и финотделами), собственниками предприятий, руководством, отделом внутреннего аудита.

1.2 Внешний контроль заключается в проверке финансово-хозяйственной деятельности того или иного субъекта соответствующими уполномоченными органами контроля. Его цель – проверка соответствия финансовой деятельности действующему законодательству. Этот контроль по признаку субъектов его осуществления делится на:

1.2.1. Государственный финансовый контроль – контроль со стороны государства как за финансовой деятельностью юридических и физических лиц, так и за собственными финансами. Охватывает микро- и макроуровень распределения и перераспределения ВВП.

Делится на:

1.2.1.1. Общегосударственный контроль – проводится относительно любого субъекта хозяйствования независимо от его ведомственной подчинённости. В зависимости от того, как организован общегосударственный контроль в стране, зависят направления экономического развития общества, уровень благосостояния населения, а также масштабы теневой экономики. Включает общий контроль: на сегодня это Администрация Главы ДНР, Совет Министров ДНР, Министерство финансов ДНР, Министерство доходов и сборов ДНР, ЦРБ, Фонд государственного имущества ДНР, др. органы исполнительной власти. Специальный контроль : налоговая служба ДНР, таможенная служба ДНР, Контрольно-ревизионное Управление, департамент казначейства, Пенсионный Фонд ДНР, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний ДНР, Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ДНР и др.

1.2.1.2 Муниципальный контроль – это контроль органов местного самоуправления, осуществляемый органами представительской и исполнительной власти местных Советов через соответствующие комиссии и местные финансовые органы. Объект контроля – местные бюджеты, местные целевые фонды, финансово-хозяйственная деятельность предприятий и организаций коммунальной собственности.

1.2.2. Ведомственный (внутрикорпоративный) контроль осуществляется контрольно-ревизионными отделами министерств, ведомств или корпораций. Его объектом выступает финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий и учреждений или предприятий, входящих в состав корпоративных объединений.

1.2.3. Общественный финансовый контроль осуществляют общественные организации (партии, движения, профсоюзы); СМИ.

При административно-командной системе этот вид контроля был самым массовым. Его осуществляли партийные органы и комитет общественного контроля (более 10 млн. чел.). Реально он не выполнял свои функции по причине непрофессиональности и незаинтересованности исполнителей.

1.2.4. Независимый (аудиторский) контроль – независимый внешний финансовый контроль, основанный на коммерческих началах. Его осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы независимые контролирующие органы, по просьбе и за счёт предприятия. Направлен на проверку законности финансовой деятельности, целесообразности отдельных финансовых операций, реальности и полноты отражения финансовой информации в финансовом учете и отчетности. Выводы по результатам контроля имеют рекомендательный характер.

Аудит может быть обязательным и инициативным.

Обязательный – предусмотрен законодательством для банков, инвестиционных фондов и компаний; др. финансовых учреждений, осуществляющих привлечение средств граждан и торговлю ценными бумагами: бирж, страховых компаний, кредитных союзов, негосударственных пенсионных фондов.

Аудиторские проверки могут также проводиться по инициативе руководства или собственников предприятия.

Перед аудиторами ставятся высокие профессиональные требования. Аудитор должен иметь квалификационный сертификат, свидетельствующий о его квалификационной пригодности и лицензию – разрешение на занятие аудиторской деятельностью. Например, сертификацию и лицензирование аудиторской деятельности в Украине осуществляет Аудиторская палата.

С целью обеспечения объективности в проведении аудиторских проверок действующим законодательством запрещается их проведение аудитором, который имеет собственные имущественные интересы, прямые родственные связи с руководством субъекта хозяйствования, который проверяется, или является членом руководства, основателем или работником.

2. В зависимости от стадии осуществления контроля (времени его проведения) различают следующие формы финансового контроля:

2.1. Предварительныйконтроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов, внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне – это процесс разработки финансовых планов и смет, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.

2.2. Текущий контроль осуществляется в процессе финансовых операций, т.е. в процессе движения денежных потоков. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов.

2.3. Последующий контроль проводится после осуществления финансовых операций и по итогам финансовой деятельности за определенный период (месяц, квартал, год). Его цель – проверка реализации стратегии и тактики финансовой деятельности того или иного субъекта, а в масштабах общества – процесса реализации финансовой политики. Эта форма контроля дает полную и исчерпывающую информацию о финансовой деятельности как каждого субъекта, так и общества в целом.

3. В зависимости от используемых методов (приемов):

3.1. Натуральные , когда контроль осуществляется не по документам, а проверяется наличие ТМЦ и их свойства (инвентаризация, лабораторный анализ, контрольный замер, контрольный запуск сырья в производство, проверка фактически выполненных работ).

3.2. Документальные, когда контроль проводится по документам (ревизии, поверки).

Документы в свою очередь изучаются хронологическим или систематизированным методом.

Хронологический метод – это изучение документов без их предварительной классификации по видам операций в той последовательности, в которой операции осуществлялись. Этот метод затруднительно применять на крупных объектах, поскольку он не позволяет охватить все финансово-хозяйственные операции.

Систематизированный метод – это изучение документов в соответствии с определенной системой, т.е. по определенным операциям.

3.2.1. Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Это также способ документарного вскрытия недостач, перерасходов, присвоений и воровства средств и материальных ценностей, подтверждения финансовых злоупотреблений. По результатам ревизии составляется акт, призванный послужить основой для правильных выводов относительно последующей деятельности предприятия.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т. е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей).

3.2.2. Проверка – на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансово-хозяйственной деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений (проверка правильности отнесения затрат на себестоимость продукции).

3.2.3. Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования.

3.2.4. Обследование – ознакомление на месте с отдельными участками финансовой работы, в процессе которого выявляются ее позитивные и негативные стороны. Характерным для обследования является сопоставление финансового состояния дел с нормативным.

Кроме того, следует различать финансовый контроль:

В зависимости от места проведения:

Непосредственно на месте;

Дистанционный.

По целевой направленности контрольных действий:

Стратегический;

Тактический.

Необходимым условием обеспечения эффективности финансового контроля является оптимальность и системность действий контролирующих органов. Другими словами, финансовый контроль не может быть эффективным, если он не охватывает всех сфер обращения финансовых ресурсов.

Наряду с закреплением правовых рамок деятельности контролирующих органов необходимы и строгие профессиональные параметры, обязательные для тех, кого проверяют и тех, кто проверяет. В развитых странах профессиональные требования к контролю фиксируются в стандартах, разрабатываемых компетентными органами и специалистами в рамках действующего законодательства.

1. Финансовый контроль — формы и методы проведения

Финансовый контроль — неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, которая обусловлена важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной.
Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.
Финансовый контроль — законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров-аудиторов, которые следят за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины экономическими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.
Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.
Исторически финансовый контроль возник как государственный, его появление было связано с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. Затем, помимо государственного финансового контроля, осуществляемого специально созданными контрольными органами исполнительной власти, возник парламентский финансовый контроль, а также аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах.
Государственный финансовый контроль — это комплексная система экономико-правовых действий отдельных органов власти и управления, которая базируется на конституции и других законах государства.
Он необходим для отслеживания стоимостных пропорций распределения валового национального продукта. Государственный финансовый контроль распространяется на все пути движе-
106

ния денежных ресурсов, связанных с формированием государственных средств, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.
Главная цель государственного контроля — максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.
Государственные контролеры прежде всего проверяют соблюдение финансовой дисциплины, т. е. неукоснительность исполнения всех установленных предписаний государства в отношении использования государственных средств, включая бюджетные ресурсы, внебюджетные фонды, средства центрального банка, органов местного самоуправления и т. д.
Контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки главным образом в государственном секторе экономики. Сфера частного и корпоративного бизнеса подвержена государственному контролю лишь отчасти, по определенному кругу вопросов, таких как налогообложение, пользование государственными ресурсами. Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный (корпоративный) и аудиторский (внешний) контроль. Задача негосударственного контроля — повышение эффективности использования вложенных средств за счет снижения издержек, включая и налоговые платежи в пользу государства.

Органы финансового контроля

Система органов финансового контроля в экономически развитых странах в целом однотипна и включает следующие элементы:

  1. ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Цель этого ведомства — контроль за расходованием государственных средств и государственного имущества;
  2. налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну;
  3. контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;
  4. аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций;

5) службы внутреннего контроля (внутренний аудит), основная задача которых — снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли. В государствах тоталитарного типа (с преобладающей государственной собственностью) государственный финансовый контроль носит глобальный административный характер, преследуя в основном фискальные цели.
Переход к рыночной экономике в России привел к появлению новых учреждений контроля: налогового ведомства (Министерства РФ по налогам и сборам), Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, института счетных палат при федеральном и региональных органах власти, органов Казначейства, аудиторских фирм.
В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» к органам контроля также отнесены Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.
По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает все более правовой характер и приближается к западной модели, по оценкам специалистов, доказавшая свою эффективность.
Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость более строгого контроля за исполнительной властью и повышения профессионального уровня контрольных служб. Рыночная конкуренция заставляет фирмы совершенствовать методы внутреннего контроля, а также привлекать специалистов специализированных консультационных и аудиторских фирм.

Принципы организации финансового контроля

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации финансового контроля, к реализации которых во всей полноте стремится каждое современное цивилизованное государство.
Эти принципы изложены в Римской декларации ИНТОСАИ, в их числе такие универсальные, как независимость и объективность, компетентность и гласность.
Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более дли-
108

тельными, по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером.
Объективность и компетентность подразумевают обязательное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы на основе установленных стандартов проведения ревизионной работы.
Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
Существуют и другие принципы, носящие более прикладной характер, в том числе:

  1. результативность контроля;
  2. четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;
  3. неподкупность субъектов контроля;
  4. обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;
  5. превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;
  6. презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

7) согласованность действий различных контролирующих ор
ганов и др.
Каждый институт и разновидность контроля имеет свой регламент, т. е. порядок и последовательность контрольных действий.
Например, общепринятый регламент проведения комплексной ревизии хозяйствующего субъекта включает следующие поэтапные действия контрольных органов:

  1. инвентаризацию наличия и сохранности товарно-материальных ценностей, объектов незавершенного производства либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;
  2. визуальную проверку правильности оформления документов, полноты и достоверности заполнения реквизитов, соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам, выявление некачественных документов, арифметический подсчет итогов, их данных;
  1. проверку полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций, а также правильности и полноты отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;
  2. проверку правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредит и т. д.);
  3. проверку правильности составления отчетности — бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной действующим законодательством страны.

Другие виды контроля, например документальные тематические проверки, требуют соответствующих регламентов, определяемых контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля).

Модели и формы финансового контроля

Результативность финансового контроля зависит также от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений. В мировой практике выделяют две сложившиеся модели финансового контроля.
В странах, приверженных англосаксонской модели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке, ревизии.
Вопрос о санкциях рассматривают административные и судебные органы. В странах, где устоялась французская модель, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции: они имеют право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях, а также требовать возмещения ущерба.
Например, Счетная палата Франции после проверки счетов государственной организации и при выявлении недостачи (перерасходования) средств может вынести определение в отношении государственных чиновников, допустивших нарушение, которое одновременно является и исполнительным документом, дающим право на арест имущества государственного чиновника или имущества его поручителей и правопреемников.
Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:
1) регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
110

  1. время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;
  2. субъекты контроля — президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;
  3. объекты контроля — бюджетный; контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль; контроль за денежной массой.

Обязательный контроль финансовой деятельности юридических и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д.
Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения финансовых нарушений.
Он предусматривает оценку финансовой обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств.
Примером такого контроля на макроуровне является составление и утверждение бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов.
На микроуровне это разработка финансовых планов и смет, кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится при совершении денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий.
Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременному осуществлению денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.
111

Последующий финансовый контроль предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения фактических финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.
Он осуществляется при анализе и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации.

Методы финансового контроля

Различают следующие методы проведения контроля:

  1. проверки документальные и камеральные;
  2. обследования;
  3. надзор;
  4. анализ финансового состояния;
  5. наблюдение (мониторинг);
  6. ревизии.

При проведении проверок отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей исследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Контролирующие органы осуществляют надзор за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Он предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение финансово-бухгалтерской отчетности (периодической или годовой) для общей оценки результатов финансовой деятельности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента.
Неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности могут привести к ужесточению условий кредитования либо требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия — наиболее глубокий и всесторонний метод финансового контроля. Ее суть заключается в полном обследовании фи-
112

нансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Виды ревизии: полные и частичные, комплексные и тематические, плановые и внеплановые.
Ревизии проводятся как внутриведомственными контролирующими структурами, так и различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

2. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов Федерации, заключается в контроле финансовой деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов представительной власти.
Такой контроль осуществляется при принятии тех или иных законов, касающихся вопросов финансовой деятельности, при рассмотрении и утверждении проектов бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчетов об их исполнении.
Финансовый контроль со стороны органов представительной власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Федерации и Государственной думы, Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ.
Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих действиях ни от аппарата Президента РФ, ни от Правительства РФ. В настоящее время основная часть его функций передана комитетам Государственной думы по бюджету и налогам, финансам и банкам, соответствующие подкомитеты которых проводят экспертно-аналитическую работу по всем финансовым вопросам. Так, например, подкомитет по
113

бюджету делает заключение по проекту федерального бюджета. Остальные подкомитеты занимаются оценкой законопроектов по вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.
Счетная палата РФ. Ей принадлежит особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной власти.
Ее деятельность определяется Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Счетная палата РФ является не зависящим от Правительства РФ, постоянно действующим органом государственного финансового контроля, наделенным широкими полномочиями и подотчетным Федеральному собранию РФ.
Сфера полномочий Счетной палаты — контроль за федеральной собственностью и расходованием федеральных денежных средств.
Все юридические лица подлежат контролю, который осуществляется в части получения, перечисления или использования ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использования федеральной собственности, а также применения налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.
Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие задачи:

  1. организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
  2. подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса;
  3. оценка эффективности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности;
  4. выявление обоснованности статей федерального бюджета и внебюджетных фондов;
  5. финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия федеральных законов, касающихся федерального бюджета;
  6. контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков;
  7. регулярное представление Совету федерации и Государственной думе информации о ходе исполнения федерального бюджета;

8) контроль поступления в федеральный бюджет денежных средств от приватизации федеральной собственности, продажи ее и управления ею.
В обязанности Счетной палаты также входит контроль состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ и деятельности Центрального банка по обслуживанию государственного долга; эффективности использования внешних кредитов и займов, которые были получены Правительством РФ, а также контроль за предоставлением Россией займов и безвозмездных перечислений иностранным государствам и международным организациям.
Основные формы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические проверки и ревизии. При выявлении фактов грубых нарушений законов и финансовой дисциплины, причиняющих государству ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений.
Счетной палаты ей предоставлено право давать предписания, обязательные к исполнению. В случае, если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с Государственной думой может приостановить финансовые и расчетные операции по счетам юридического лица. Это может быть обжаловано в судебном порядке.
Законодательно определено, что деятельность Счетной палаты является гласной: все результаты должны освещаться в средствах массовой информации.
Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ с помощью издания указов, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ и т. д.
Некоторые функции финансового контроля возложены на Главное контрольное управление Президента РФ, которое было создано Указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. Оно является структурным подразделением Администрации Президента РФ и подчиняется непосредственно ему, взаимодействуя со всеми органами государственной исполнительной власти. К его функциям относятся:
1) контроль деятельности органов контроля при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
115

2) рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц.
Контрольное управление обладает правом требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий документы, материалы и иную информацию, необходимую для проведения проверок.
Оно также может привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и выносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Они направляют предписания об устранении нарушений, которые рассматриваются в течение десяти дней. Но им не дано право применять какие-либо санкции самостоятельно.
Органы исполнительной власти осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также контролируют деятельность подведомственных им структур.
Финансовый контроль Правительства РФ. В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Совете министров — Правительстве РФ» оно наделено самыми широкими полномочиями. Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита.
Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность федеральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.
Правительством РФ утверждены Положение «О Министерстве финансов РФ» (Постановление от 6 марта 1998 г.), Положение «О Казначействе» (Постановление от 27 августа 1993 г.).
При Правительстве РФ действует Межведомственный совет по государственному финансовому контролю, созданный согласно Постановлению Правительства РФ от 2 февраля 1996 г. для координации контроля над государственными средствами. В Совет входит председатель Центрального банка, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов.
В работе Совета могут принимать участие представители Генеральной прокуратуры и силовых структур. Возглавляет Совет министр финансов.
Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ. Оно разрабатывает и проводит финансовую политику страны, а также контролирует ее осуществле-116

ние органами исполнительной власти. Все структурные подразделения Министерства финансов в той или иной форме контролируют финансовые отношения.
Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в ходе разработки проекта федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; проводит валютный контроль; контроль направления и использования государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.
По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения обнаруженных нарушений, ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций, которые осуществляют незаконное расходование средств и не предоставляют соответствующую отчетность, а также взыскивать государственные средства, использованные не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет утвержденное Минфином Методическое руководство по организации бухгалтерского учета в стране, а также осуществление аттестации аудиторов и лицензирования аудиторской деятельности (кроме аудита банков).
Необходимо отметить, что контрольные полномочия Минфина распространяются на финансовые средства только на федеральном уровне.
Бюджетное законодательство предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления, которые несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и средств внебюджетных фондов.
Оперативный контроль использования государственных средств осуществляет действующий в рамках Минфина Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также органы Федерального казначейства.
Департамент финансового контроля и аудита Минфина РФ был создан Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. и заменил Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ.
Департамент и его территориальные подразделения должны осуществлять комплексные ревизии и тематические проверки для контроля поступлений и целевого использования средств фе-

дерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности по решениям правоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессами исполнения федерального бюджета, контролируя при этом жесткий контроль поступления и целевого использования государственных средств.
На Казначейство возложены следующие задачи:

  1. контроль доходной и расходной частей бюджета в ходе его исполнения;
  2. контроль состояния государственных финансов и предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
  3. контроль состояния государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
  4. контроль над государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют право производить проверки денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по счетам в банках в случае обнаружения нарушений.
Они имеют право принимать решения о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек, а также взыскивать в бесспорном порядке пени с коммерческих банков при несвоевременном зачислении ими средств, поступающих от хозяйствующих субъектов, на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов.
Пени взимаются в размере 1/300 от действующей ставки рефинансирования Центрального банка за каждый день просрочки. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с органами налоговой службы и правоохранительными органами по решению Правительства РФ.
118

Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета позволит значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета. Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезной административной или уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного финансового контроля.
Практически не известны случаи, когда возбужденные по фактам нецелевого использования государственных ресурсов дела были доведены до суда.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. призван способствовать повышению эффективности бюджетного контроля. Так, Бюджетный кодекс вменяет в обязанность распорядителей бюджетных средств осуществление контроля за обеспечением целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств их получателями путем проверок подведомственных предприятий и бюджетных учреждений.
У нарушителей бюджетного законодательства могут быть заблокированы расходные счета, изъяты бюджетные средства, приостановлены операции по счетам в кредитных организациях и т. д.
Кроме того, в Бюджетном кодексе более четко определены контрольные функции в области бюджета и бюджетного процесса со стороны Счетной палаты РФ, Федерального казначейства, Минфина РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.
Вместе с тем отсутствует действенный механизм контроля за бюджетами всех уровней. Решить эту проблему призван находящийся в стадии рассмотрения специальный Федеральный закон «О государственном финансовом контроле РФ», предусматривающий соответствующие санкции и механизмы их применения.

Специализированные органы

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике возникла необходимость выделения налоговых органов в особую централизованную систему — Государственную налоговую службу РФ, которая Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. была преобразована
119

в Министерство РФ по налогам и сборам. На Министерство возложены следующие функции:

  1. выработка основных направлений налоговой политики и ее осуществление;
  2. координация деятельности территориальных налоговых органов;

3) взаимодействие с другими контролирующими структурами
и правоохранительными органами.
Главная задача налоговых органов — обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Основное оперативное звено — городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют текущий налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые органы имеют право проверять денежные документы юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства, получать от них необходимые сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну), обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения, применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговый кодекс РФ определяет виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
Согласно Федеральному закону РФ от 8 августа 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О Государственной налоговой инспекции”» налоговые органы получили полномочия в области контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах их компетенции.
Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной дисциплины в области налогов были созданы органы налоговой полиции, ее территориальные и местные подразделения.
Налоговая полиция, взаимодействуя с органами налоговой службы, призвана решать следующие задачи:
1) выявлять, предупреждать и пресекать налоговые преступления и правонарушения. Налоговые органы обязаны в деся-120

тидневный срок направлять в налоговую полицию материалы о предполагаемых налоговых преступлениях. В соответствии с внесенными в декабре 1995 г. изменениями в Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» последние получили право проводить предварительное следствие по налоговым преступлениям;

  1. обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций;
  2. защищать сотрудников налоговой инспекции от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;
  3. предупреждать, выявлять и пресекать коррупцию в налоговых органах. В соответствии с Указом Президента РФ от 18 февраля 1992 г.

«О государственном страховом надзоре в РФ» финансовый контроль в сфере страхования осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью в составе Министерства финансов РФ.
Основные задачи и принципы работы этой службы определены Федеральным законом РФ «Об организации страхового дела» от 31 декабря 1997 г.
Помимо лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, органы государственного страхового надзора в центре и на местах осуществляют контроль соблюдения прав и интересов страхователей.
Устанавливаются правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности, включая соблюдение установленных нормативов.
В случае неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Банку России (Центральному банку). Как орган государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих
121

банков. Созданное с этой целью специальное подразделение — Департамент банковского надзора — проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБ нормативов банковской деятельности.
При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации ЦБ в зависимости от вида нарушения вправе прибегнуть к определенным методам воздействия: штрафу в размере от 1% от величины уставного капитала; выполнению требований ЦБ по финансовому оздоровлению; реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применению более жестких нормативов; запрету на проведение отдельных операций и на открытие филиалов на срок до одного года; назначению временной администрации на срок до полутора лет и крайней мере — отзыву лицензии и ликвидации банка.
На Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) возложен контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

3. Негосударственный финансовый контроль

Формирование основ рыночной экономики повышает роль тех видов финансового контроля, которые проводятся на основе российских законов, но без непосредственного участия государственных контролирующих органов.
К негосударственным видам финансового контроля относятся:

  1. внутрифирменный (корпоративный);
  2. контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами;
  3. аудиторский контроль. Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется

экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими — за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.
Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так
122

и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.
Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестирования капитала.
Так называемый постаудит означает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.
Реформирование банковской системы в начале 1990-х гг. и появление коммерческих банков значительно изменили функции банков в области финансового контроля.
Если отделения Госбанка СССР контролировали практически всю финансовую деятельность обслуживаемых предприятий, то коммерческие банки по закону обязаны контролировать лишь соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.
Вместе с тем коммерческие начала в деятельности банков требуют от них оценки финансового состояния и кредитоспособности предприятия — потенциального заемщика. В случае предоставления ссуды банк контролирует использование выданной ссуды, платежеспособность и ликвидность клиента для оценки вероятности возврата ссуды с причитающимися процентами в установленный срок.
Такой контроль со стороны банка — важный элемент управления кредитным риском.
Аудиторский контроль — новый вид финансового контроля, появившийся в России в конце 1980-х гг.
Появление в условиях рынка различных коммерческих структур резко повысило требования со стороны общества к их финансовой надежности и объективности при оценке их финансового состояния.
Государство также заинтересовано в независимой экспертизе финансовой отчетности частных коммерческих структур, особенно если учесть, что осуществляется она за счет самих хозяйствующих субъектов.
123

Основные задачи аудиторского контроля:

  1. установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;
  2. контроль соблюдения российского законодательства при совершении тех или иных финансовых и хозяйственных операций;
  3. проверка расчетно-платежной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать сопутствующие аудиту

услуги: постановку и ведение бухгалтерского учета; составление бухгалтерской отчетности; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства; проработку и реализацию рекомендаций, полученных от различных контролирующих органов.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.
Инициативная проверка осуществляется по желанию самого экономического субъекта, а обязательная проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Обязательной аудиторской проверке подлежат все организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, кредитные, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счет обязательных отчислений, благотворительные фонды, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также иные предприятия, предусмотренные законодательством.
Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия, за исключением государственных и муниципальных, отдельные показатели деятельности которых превышают критерии, установленные законодательством.
Обязательная аудиторская проверка может быть проведена и по поручению государственных органов — прокуратуры, казначейства, налоговой службы, налоговой полиции. Уклонение юридического лица от проведения обязательной аудиторской проверки или препятствование ее проведению влечет за собой взыскание штрафа по решению суда.
124

Аудиторские проверки могут проводить как отдельные граждане, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей-аудиторов, так и аудиторские фирмы, в том числе и иностранные, которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме открытого акционерного общества.
После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности такие компании и граждане включаются в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и отдельные аудиторы не вправе заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью.
Отношения аудиторской фирмы с клиентами оформляются договором с оплатой услуг по установленным ценам.
В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 6 «Аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности» после проведения аудиторской проверки аудитор составляет аудиторское заключение с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Аудиторское заключение может быть:

  1. безусловно положительное — составление такого заключения означает, что отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;
  2. условно положительное — означает, что за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств бухгалтерская отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период;
  3. отрицательное — означает, что в связи с определенными обстоятельствами отчетность подготовлена таким образом, что не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период.

Аудитор имеет право отказаться от составления заключения, если в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает мнение в одной из установленных в Правиле (стандарте) № 6 форм.
По мере становления и развития рыночных отношений расширяется сфера действия аудиторского контроля в России и одновременно повышаются требования к качеству аудита и профессиональному уровню аудиторов.
Основным критерием оценки качества аудиторской проверки является соблюдение правил и стандартов аудиторской деятельности.

Формы финансового контроля принято классифицировать по следующим критериям :

  • регламент осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний).
  • время проведения - предварительный, текущий (оперативный), последующий;
  • субъекты контроля - президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;
  • объекты контроля - бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль за денежной массой.

Различают следующие методы финансового контроля:

  • проверки;
  • обследования;
  • надзор;
  • анализ финансового контроля;
  • наблюдение (мониторинг);
  • ревизии.

Обязательный контроль за финансовой деятельностью юридических и физических лиц осуществляется на основе закона. Это относится к налоговым проверкам, за целевым использованием бюджетных средств, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности организаций, осуществляемым независимыми аудиторами.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения положительных экономических результатов в работе.

Предварительный контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономического и неэффективного расходования государственных средств.

Текущий (оперативный) контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив контроля.

Надзор производится контролируемыми органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны Национального банка за деятельностью коммерческих банков и за страховыми компаниями и фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансового состояния как разновидность контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть:

  • полные и частичные;
  • комплексные и тематические;
  • плановые и внеплановые.

Кроме финансового контроля существует ряд специализированных органов контроля, сферой деятельности которых является конкретная область финансов, например, налогообложение или страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при рыночных условиях экономики стало необходимым придание органам налоговой службы особого статуса. Главная задача налоговиков -обеспечение строгого контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения; контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банке, иначе наложить арест. Налоговики имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Для обеспечения экономической безопасности государства и укрепления государственной дисциплины в области финансовой дисциплины, созданы органы финансовой полиции , ее территориальные подразделения, выполняющие следующие задачи :

  • выявление, предупреждение и пресечение финансовых преступлений и правонарушений;
  • защиту сотрудников налоговых органов от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;
  • предупреждение, выявление и пресечение коррупции в государственных органах и службах налоговых органов и других юридических и физических лиц.

Форма финансового контроля - это способ выражения и организации контрольных действий.

В зависимости от времени его проведения финансовый контроль осуществляется в следующих формах: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т.д. Предварительный финансовый контроль призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача - своевременный контроль за правильностью, законностью и целесообразностью произведенных расходов, полученных доходов, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом.

Последующий финансовый контроль проводится после совершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств. Последующий контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Его задача - выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

В зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он делится на виды: государственный (общегосударственный и ведомственный); и негосударственный (внутрихозяйственный, общественный и независимый).

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти, а также органами представительной власти и исполнительной власти субъектов РФ.

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

Данным Указом установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) контроль.

Основной задачей негосударственного контроля является повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, экономическими службами - бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента.

Общественный финансовый контроль осуществляется отдельными физическими лицами на добровольных началах.

Аудиторский контроль проводится в двух формах: обязательной и инициативной. Инициативная проверка осуществляется по решению самого хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка проводится в установленном порядке, предусмотренном соответствующим постановлением правительства. Инициатором проверки могут быть государственные органы: прокуратура, казначейство, налоговая служба и др. Аудиторскую проверку могут производить как физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (включая иностранные), которые могут иметь организационно-правовую форму, предусмотренную российским законодательством. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Финансовый контроль может осуществляться различными методами. Метод финансового контроля представляет собой способ конкретного выражения и организации контрольных действий, направленных на выполнение функций финансового контроля. Можно выделить следующие основные методы финансового контроля: ревизия, наблюдение, обследование, проверка, анализ.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос.

Проверка заключается в единичном контрольном действии или исследовании состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации. Под проверкой может пониматься и мероприятие, заключающееся в сборе и оценке информации, касающейся предметов контроля.

Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов. Он предполагает изучение хозяйственных процессов, объектов контроля во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности, социально-экономической эффективности и конечных финансовых результатов деятельности этих субъектов, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающих отражение через систему экономической информации.

И, наконец, самым распространенным методом финансового контроля является ревизия, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Специфика ревизии по сравнению с иными методами финансового контроля проявляется в содержании; порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора); в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры); ревизия проводится только комиссионно; по окончании составляется акт ревизии, имеющий юридическое значение.

Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами: проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов; проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать склады, кассы, кладовые; привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии; получать от должностных и материально ответственных лиц письменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др. Ревизии подразделяются на несколько видов.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов) и тематические, сводящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии - документ, имеющий важное юридические значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц.

Под финансовым контролем понимают регламентированную нормами права д-ть государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Финансовый контроль – важнейшее средство обеспечения законности в финансовой и хозяйственной д-ти. Финансовый контроль предупреждает бесхозяйственность и расточительность, выявляет факты злоупотреблений и хищений ТМЦ и д/средств. Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами – органами гос-ной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими организациями, в решающей мере определяется их взаимодействием, в том числе и с правоохранительными органами.

Финансовый контроль осуществляется в различных видах и формах, с применением различных методов его осуществления .

В зависимости от правовой природы субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, финансовый контроль делится на :

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в т.ч. специально созданными. Законодательство предусматривает проведение не реже 1 раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета. Объекты контроля : исполнение федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов; организация денежного обращения; использование кредитных ресурсов; состояние государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов; предоставление финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

В соответствии с установленным законодательством разграничением функций и полномочий субъектами государственного финансового контроля являются: Счетная палата РФ; Центральный банк РФ (ЦБ РФ); Министерство финансов РФ (Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба); Государственный таможенный комитет РФ; Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю; контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти; иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Внутрихозяйственный контроль – это контроль финансово-хозяйственной д-ти, осуществляемый эк-кими службами самого предприятия или организации. Объектом контроля выступают как предприятие в целом, так и отдельные его структурные подразделения. Важнейшие функции : формирование учетной политики; ведение бухгалтерского учета; составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности; контроль за движением имущества и выполнением обязательств; обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству. Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими эк-кими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия, чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

Финансово-кредитных органов (банковский контроль) . Это денежный контроль за финансовой и хозяйственной д-тью, осуществляемый банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Существует несколько способов банковского контроля . Предварительный и текущий финансовый контроль осуществляется в ходе проведения денежных операций путем проверки представленных документов на право получения ссуды, проведение платежей со ссудных счетов. При оформлении кредита банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями финансово-хозяйственной д-ти. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т.е. наличие у предприятия ТМЦ. Проверка проводится на основе данных бухгалтерского учета, по отчетным балансам хозяйствующих субъектов, а также на месте с проверкой условий хранения объектов обеспечения. Выполняя поручение клиента на перечисление денег его контрагенту, банк проверяет соответствие сделки законодательству: платеж должен осуществляться за поставленный товар, произведенные работы – в соответствии с договором или на другом указанном в нормативном акте основании. Банки контролируют своевременность предъявления платежных документов поставщиком и оплату их покупателем в установленные сроки. Отказ плательщика от оплаты счетов должен быть мотивирован, в противном случае причитающиеся средства списываются со счета заказчика. Важнейшим звеном в банковской системе является ЦБ РФ, наделенный широкими надзорными полномочиями. ЦБ РФ осуществляет надзор за соблюдением банками и другими кредитными организациями действующего законодательства по банковской д-ти.

Общественный ;

Независимый (аудиторский) . Это сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит – это форма предпринимательской д-ти аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг. Основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право на д-ть после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской д-ти. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном реестре аудиторов и аудиторских фирм. В РФ аудиторская деятельность специализирована. Банковский аудит лицензируется ЦБ РФ, аудит страховых организаций, общий аудит, а также аудит инвестиционных фондов – соответствующими подразделениями Минфина РФ.

В зависимости от времени совершения контроля финансовый контроль имеет следующие формы (способы конкретного выражения и организации контрольных действий):

Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия, например проверка правильности и законности документов, служащих основанием для получения или расходования денежных средств. Эта форма контроля осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.

Текущий (оперативный) финансовый контроль ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе д-ти предприятия. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения. Она служит предотвращению финансовых нарушений. Объектом текущего контроля прежде всего становится документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств

Последующий контроль является неотъемлемой составляющей внешнего (ведомственного и вневедомственного) и внутрихозяйственного (бухгалтерского) контроля. Эта форма контроля сводится к проверке финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности произведенных расходов, полноты и своевременности поступления предусмотренных бюджетом средств. Осуществляется посредством анализа отчетов и балансов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте – на предприятиях, в учреждениях и организациях. Последующий контроль характеризуется углубленным изучением всех сторон хозяйственно-финансовой д-ти, что позволяет вскрыть недостатки двух других форм финансового контроля – предварительного и текущего.

Существуют несколько методов осуществления финансового контроля :

1) Наблюдение – это общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля;

2) Проверка затрагивает основные вопросы финансовой д-ти и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий;

3) Обследование производится в отношении отдельных сторон финансовой д-ти и опирается на более широкий круг показателей, что принципиально отличает его от проверки. При обследовании используются такие приемы, как опрос и анкетирование. Итоги обследования, как правило, используются для оценки финансового положения объекта контроля, необходимости реорганизации производства и т.п.;

4) Анализ , как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Проводится на базе текущей или годовой отчетности и отличается системным и пофакторным исследованием, а также использованием традиционных аналитических инструментов: средние и относительные величины, группировки, индексный метод и т.д. Финансовый контроль не может быть сведен только к аналитической д-ти. Можно лишь ограниченно использовать специфические приемы финансово-экономического анализа;

5) Ревизия производится с целью установления законности и финансовой дисциплины на конкретном объекте и является основным методом финансового контроля. Законодательство предусматривает обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Бывают самые разнообразные ревизии. Поэтому их классифицируют, исходя из различных принципов.

В зависимости от содержания ревизии делятся на документальные и фактические . Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По времени осуществления ревизии делятся на плановые и внеплановые . В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах. Плановые ревизии в производственной сфере проводятся не реже 1 раза в год, а в непроизводственной сфере – не реже 2 раз в год.

По обследуемому периоду д-ти ревизии делятся на фронтальные и выборочные . При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая д-ть субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия – это проверка финансовой д-ти только за определенный короткий период времени.

В зависимости от объема ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные , в ходе которых проверяется финансовая д-ть субъекта в различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов), и тематические , которые сводятся к обследованию определенной сферы д-ти.

Государственный контроль осуществляют также органы предд ставительной (законодательной) и исполнительной власти субъекк тов РФ.

Главная цель гос-го контроля - максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.

Лучшие статьи по теме