Как сделать свой бизнес успешным
  • Главная
  • Увольнение
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» Следствие финансов а также эффективное

Федеральная служба по финансовому мониторингу. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» Следствие финансов а также эффективное

Н.А. Пименов

доцент кафедры «Налоговая полиция»

ФИНАНСОВЫЕ расследования:

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ

Расследование правонарушений и преступлений в финансовой сфере сопряжено со значительными трудностями. Это связано прежде всего с тем, что наметились неблагополучные тенденции в структуре и динамике преступлений, совершаемых в финансовой сфере, повысилась общественная опасность таких деяний, дела названной категории в подавляющем случае являются многоэпизодными, с разветвленной сетью преступных связей не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом, здесь часто применяются изощренные финансовые схемы с использованием новейших электронных технологий.

Эффективность расследования правонарушений и преступлений в финансовой сфере зависит от ряда причин: от конкретных обстоятельств, от ситуации, от знаний и умений исполнителя, проводящего расследование и т.д.

В то же время немаловажное значение имеют и теоретические разработки. Непроработанность многих понятий затрудняет проведение единой политики в области борьбы с правонарушениями и преступлениями в финансовой сфере. В первую очередь, на наш взгляд, это касается такого понятия как «финансовые расследования».

Данное понятие в последнее время часто используется как в зарубежной, так и российской правоприменительной практике.

Так, полицейские подразделения, созданные для расследования финансовых преступлений и преступлений «белых воротничков», в том числе отмывания незаконных доходов, часто называют группами финансовых расследований. Термин «финансовые расследования» активно используется и применяется в лексиконе международных организаций, созданных для борьбы с отмыванием денег, таких как Рабочая группа по осуществлению финансовых мер против отмывания денег (ФАТФ), Рабочая группа стран Карибского бассейна по осуществлению финансовых мер против отмывания денег и ряде других. С российской стороны в деятельности

международных организаций в области противодействия легализации (отмыванию) доходов преступным путем принимает участие Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России).

В Белоруссии, например, вопросами налоговых и финансовых преступлений занимается Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

При Главном управлении международного сотрудничества ФСНП России (ГУМС ФСНП России) создан Координационный совет органов налоговых (финансовых) расследований стран СНГ (КСОНР).

Термин «финансовые расследования» еще не имеет принятого, точно выверенного закрепления ни в отечественной науке, ни законодательно. Размытость и нечеткость данного понятия создает неопределенность в понимании сущности и содержания термина «финансовые расследования», не позволяет эффективно его использовать в практической плоскости в связи с различным толкованием.

Как известно, предмет расследования относится к области предварительного расследования преступлений.

Расследование определяется как предварительное потому, что оно осуществляется до судебного разбирательства дела, в ходе которого, как известно, решается вопрос о виновности лица в совершении преступления и назначается наказание за совершенное деяние.

Стадия предварительного расследования следует непосредственно за стадией возбуждения уголовного дела.

Ее содержанием является деятельность органа дознания, следователя и прокурора, направленная на то, чтобы с помощью производства следственных действий по собиранию доказательств быстро и полно раскрыть преступление, всесторонне и объективно установить обстоятельства дела, изобличить виновных в совершении данного преступления, обеспечить привлечение их к уголовной ответственности и подготовить материалы уголовного дела для судебного разбирательства.

Кроме этого, по конкретному уголовному делу следует выяснить причины и условия, способствовавшие совершению преступления, принять необходимые меры к их устранению, а также принять меры к возмещению причиненного преступлением ущерба.

Однако для того, чтобы суд имел возможность разрешить уголовное дело и вынести законный, обоснованный и справедливый приговор, орган расследования должен собрать достаточные доказательства, которые могут быть положены в основу приговора. Помимо этого, на предварительном следствии могут быть установлены обстоятельства, дающие основание прекратить уголовное дело.

По действующему уголовному законодательству Российской Федерации предварительное расследование проводится по подавляющему большинству уголовных дел, направляемых в суд. Лишь в случаях, точно указанных в законе, его производство не требуется, например, по делам частного обвинения - часть вторая ст. 20 УПК РФ. Расследование завершается принятием итогового процессуального решения (прекращение уголовного дела, направление уголовного дела в суд) или приостанавливается по основаниям, указанным в законе. Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (ст. 150 УК РФ).

Основной формой расследования является предварительное следствие. Это определяется, во-первых, тем, что законодатель относит к этой сфере производство по большинству уголовных дел (ст. 150 УК РФ), а во-вторых, тем, что предварительное следствие может проводиться и по делам, относимым к компетенции органов дознания, если это признает необходимым суд или прокурор.

Дознание производится по уголовным делам о преступлениях, указанных в части третьей ст. 150 УК РФ. Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начинается органом дознания и состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. К таким следственным действиям относятся: осмотр; обыск; выемка; задержание и допрос подозреваемых; освидетельствование; допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Эта форма дознания ограничена 10дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. По истечении этого срока дело направляется следователю.

Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах.

Помимо выполнения общих с органами предварительного следствия обязанностей на некоторые органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в

целях выявления и раскрытия преступлений, изобличения лиц, их совершивших. Эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельным функциям органов дознания, предусмотренных Законом об оперативно-розыскной деятельности и другими актами.

Рассмотренный выше порядок предварительного расследования закреплен нормами процессуального права и регулирует отношения, возникающие в процессе расследования преступлений уголовных дел.

В Большом юридическом словаре дана следующая формулировка понятия «расследование»: «Расследование (предварительное расследование) - стадия уголовного процесса, заключающаяся в осуществляемой под надзором прокурора деятельности органов дознания и предварительного следствия по собиранию, закреплению и исследованию доказательств, чтобы установить наличие или отсутствие события преступления, лиц, виновных в его совершении, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела».

По нашему мнению, приведенная выше трактовка «расследования» не является достаточной применительно к финансовой сфере, так как не охватывает все разнообразие финансовых нарушений и не только значительно сужает возможности правоприменительной практики, но и накладывает ограничения на субъекты расследования.

Из вышеприведенного определения следует, что термин «расследование» охватывает только те деяния, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

В то же время известно, что не все финансовые правонарушения являются преступлениями. И механистически соединять понятие «финансы» и указанную выше дефиницию «расследование» с целью образования совершенно нового понятия «финансовые расследования», по нашему мнению, было бы нелогично по ряду причин.

Для выяснения сущности искомого понятия обратимся к объекту расследования в финансовой сфере - финансам.

Финансовые отношения выражают денежные отношения, которые возникают:

° между предприятиями в процессе приобретения товарноматериальных ценностей, реализации продукции и оказания услуг;

° между предприятиями и вышестоящими организациями при создании фондов денежных средств и их распределении у этих вышестоящих организаций;

° внутри предприятия при формировании и кругообороте его фондов;

° внутри домашнего хозяйства при формировании и использовании бюджета семей;

° между государством и предприятиями при уплате предприятиями обязательных платежей в бюджетную систему и финансировании расходов;

° между государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

° между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении средств;

° между отдельными звеньями бюджетной системы и др.

Непосредственно деньги, обслуживающие финансовые отношения, образуют финансовые ресурсы.

В зависимости от уровня субъектов финансовых ресурсов выделяют:

Государственные финансы Финансы предприятий и организаций Финансы домохозяйств.

В зависимости от объектов финансовых ресурсов выделяют:

° децентрализованные финансовые ресурсы, которые создаются на микроуровне;

° централизованные финансовые ресурсы, создаваемые на макроуровне.

Как видим, с одной стороны, финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, с другой стороны, финансы возникают на основе движения реальных денег в наличной и безналичной форме в различных сферах и уровнях расширенного воспроизводства. Отсюда, собственно, и вытекает разнообразие норм права, регулирующих финансовые отношения.

Движение денег за рамками правового поля приводит к определенным нарушениям в финансовой сфере, и в этом случае мы можем говорить о финансовых правонарушениях и

преступлениях. Движение денег за рамками правового поля, характеризующееся как общественно опасное деяние, будет являться финансовым преступлением и регулироваться нормами уголовного права.

В то же время, как показывает практика, не все финансовые нарушения являются преступлениями и, соответственно, не могут сводиться только к уголовной ответственности. Значительная часть из них регулируется Налоговым кодексом; Таможенным кодексом; Бюджетным кодексом; Кодексом об административных правонарушениях; валютным законодательством и др.

В этой связи предметом расследования в финансовой сфере, по нашему мнению, являются «финансовые нарушения». Аргументы в пользу такого подхода следующие: во-первых, данный термин охватывает все многообразие форм финансовых отношений, а во-вторых, несет в себе все характерные признаки посягательства на отношения по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъектов экономических отношений.

Корреляция выявленных нарушений и степени общественной опасности (правонарушение или преступление), а также норм права, регулирующих конкретное финансовое нарушение, является прерогативой субъектов, проводящих данное расследование. К субъектам финансовых расследований в данной интерпретации следует относить не только правоохранительные органы, но и контролирующие органы - МНС, ЦБ, Минфин, Счетную палату и др. Отчасти к субъектам, проводящим финансовые расследования, можно отнести и частные фирмы в рамках Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Таким образом, цель расследований в финансовой сфере не ограничивается только неотвратимостью наказания, но и преследует восстановление нарушенных финансовых интересов потерпевшей стороны.

По нашему мнению, характеристика финансовых расследований должна содержать в себе следующие элементы:

Объект - финансы.

Предмет - финансовые нарушения.

Цель - карательная: неотвратимость наказания за совершенные правонарушения и преступления; правовосстановительная: восстановление нарушенных финансовых интересов потерпевшей стороны.

Субъекты - правоохранительные и контролирующие органы, частные фирмы.

Здесь необходимо добавить, что любое расследование по своей природе является активным и требует совершения определенных действий для достижения результата. Регулирование отношений, возникающих в процессе финансовых расследований, осуществляется в рамках процессуального права.

Таким образом, на основании изложенного можно предложить следующую формулировку понятия «финансовые расследования»:

«Под финансовыми расследованиями как процессуальной деятельности следует понимать сбор, закрепление, всестороннее рассмотрение, изучение существенных, имеющих значение для дела обстоятельств совершенного нарушения, связанного с посягательством на отношения по формированию, распределению, перераспределению и использованию фондов денежных средств (финансовых ресурсов) субъектов экономических отношений».

Многогранность и неопределенность множества фактических данных исследуемого вопроса не позволяет в полной мере делать точные выводы и предлагать законченную классификацию финансовых расследований. Тем не менее мы полагаем, что известная фактография в области финансовых правонарушений и преступлений позволяет предложить подход к классификации финансовых расследований, в основе которого лежит классификация финансовых нарушений.

Так, в зависимости от сферы обращения различают:

Финансовые нарушения в сфере налогообложения Финансовые нарушения в сфере кредитного рынка Финансовые нарушения в сфере межбанковского денежного рынка

Финансовые нарушения в сфере страхового рынка Финансовые нарушения в сфере валютного рынка Финансовые нарушения в сфере обращения ценных бумаг Финансовые нарушения на рынке товаров и услуг.

В зависимости от вида операций различают нарушения в сфере расчетных, учетных, кредитных, валютных, фондовых операций.

В зависимости от стадии финансовых отношений различают:

нарушения на стадии формирования фондов денежных средств; нарушения на стадии распределения и перераспределения фондов денежных средств;

нарушения на стадии использования фондов денежных средств.

В зависимости от вида финансов различают: нарушения в сфере государственных финансов; нарушения в сфере финансов предприятий; нарушения в сфере домашних хозяйств.

Полагаем, что приведенная выше классификация органично корреспондирует с финансовыми расследованиями и является самодостаточной для ее коррекции и кооптации в классификацию финансовых расследований. Это позволяет предложить ее в качестве основы для классификации финансовых расследований.

С тем чтобы не повторяться, позволим себе привести в качестве примера фрагмент классификации финансовых расследований.

Как уже говорилось, в зависимости от сферы обращения различают финансовые расследования в сфере налогообложения; финансовые расследования в сфере кредитного рынка; финансовые расследования в сфере межбанковского денежного рынка и т.д.

В то же время, исходя из вышеизложенных аргументов, предложенная классификация финансовых расследований требует следующих дополнений.

© В зависимости от субъектов, проводящих расследование, необходимо различать:

Финансовые расследования, проводимые государственными органами в пределах своих полномочий (при нарушении интересов государства, юридических и физических лиц);

Финансовые расследования, проводимые частными

организациями в рамках существующего законодательства (при нарушении интересов только юридических и физических лиц).

© В зависимости от уровня общественной вредности необходимо различать:

Финансовые расследования нарушений, ответственность за

совершение которых предусмотрена в Налоговом кодексе; Таможенном кодексе, Бюджетном кодексе; Кодексе об административных правонарушениях; валютном

законодательстве и др.;

Финансовые расследования нарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена исключительно в Особенной части Уголовного кодекса.

Таким образом, классификация финансовых нарушений имеет системный характер и определенную завершенность, органично соединяет в себе многогранность финансовых отношений и необходимую последовательность и целостность норм процессуального права. Данное обстоятельство, как нам кажется, позволяет апробировать предложенную классификацию в практической работе при проведении финансовых расследований.

В заключение хотелось бы отметить, что исследование данной темы дает возможность глубже уяснить признаки правонарушений и преступлений, совершаемых в финансовой сфере, уяснить смысл и содержание соответствующих норм уголовного и иного права и потому требует дальнейшего дискуссионного наполнения и научной полемики.


Анализ информации – получение знаний об объектах, необходимых для проведения финансового расследования Накопление обработанных и структурированных собранных сведений, образующих аналитическую информацию Обработка информации анализ, систематизация и структурирование полученных данных с целью их последующего накопления и интеграции их с другими информационными ресурсами. Сбор данных об искомых объектах (событиях, фактах, предметах, лицах и т.п.). СТАДИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОЦЕССА


Информационный массив ЕГРЮЛ а) организационно-правовая форма, полное наименование и аббревиатура; а) организационно-правовая форма, полное наименование и аббревиатура; б) Основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) юридического лица; б) Основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) юридического лица; в) государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в ЕГРЮЛ (ГРН); в) государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в ЕГРЮЛ (ГРН); г))наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица; г))наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица; д) фамилия, имена и отчества руководителя и главного бухгалтера юридического лица, номера их рабочих телефонов; д) фамилия, имена и отчества руководителя и главного бухгалтера юридического лица, номера их рабочих телефонов; д) идентификационные данные учредителей юридического лица; д) идентификационные данные учредителей юридического лица; е) код общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства; е) код общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства; ж) номера банковских счетов с указанием дат их открытия и закрытия с указанием наименований банковских учреждений. ж) номера банковских счетов с указанием дат их открытия и закрытия с указанием наименований банковских учреждений.


Информационный массив ЕГРИП а) фамилия, имя, отчество зарегистрированного индивидуального предпринимателя, его дата рождения и адрес места регистрации; а) фамилия, имя, отчество зарегистрированного индивидуального предпринимателя, его дата рождения и адрес места регистрации; б) его идентификационный номер (ИНН); б) его идентификационный номер (ИНН); в) номер и дата выдачи свидетельства индивидуального предпринимателя; в) номер и дата выдачи свидетельства индивидуального предпринимателя; г) адреса нахождения торговых точек; г) адреса нахождения торговых точек; д) идентификационные данные зарегистрированных контрольно-кассовых машин и адреса мест, где они установлены; д) идентификационные данные зарегистрированных контрольно-кассовых машин и адреса мест, где они установлены; е) номера банковских счетов и наименования банковских учреждений. е) номера банковских счетов и наименования банковских учреждений.


Информационный массив «Бронирование авиабилетов» а) фамилия, имя авиапассажира; а) фамилия, имя авиапассажира; б) дата рождения; б) дата рождения; в) номер и вид документа; в) номер и вид документа; г) дата и место приобретения авиабилета; г) дата и место приобретения авиабилета; д) дата вылета, номер, рейса; д) дата вылета, номер, рейса; е) сведения о лицах, совместно приобритавшие билеты е) сведения о лицах, совместно приобритавшие билеты


Поводы и основания для проведения финансового расследования. Поводом для проведения финансового расследования служат: Поводом для проведения финансового расследования служат: а)сообщения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, получаемые ПФР в соответствии с действующим законодательствов; а)сообщения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, получаемые ПФР в соответствии с действующим законодательствов; б)запросы зарубежных ПФР, получаемые по каналам международного сотрудничества в установленном порядке; б)запросы зарубежных ПФР, получаемые по каналам международного сотрудничества в установленном порядке; в)письменные запросы правоохранительных и иных органов государственной власти; в)письменные запросы правоохранительных и иных органов государственной власти; г)письменные обращения и заявления организаций и граждан; г)письменные обращения и заявления организаций и граждан; д) справка об обнаружении фактов, содержащих возможные признаки ОД/ФТ и выявленных в результате инициативного поиска по внешним информационным ресурсам, включая СМИ, а также в ходе взаимодействия с органами государственной власти и организациями. д) справка об обнаружении фактов, содержащих возможные признаки ОД/ФТ и выявленных в результате инициативного поиска по внешним информационным ресурсам, включая СМИ, а также в ходе взаимодействия с органами государственной власти и организациями. Основанием для проведения финансового расследования служат подлежащие проверке фактические данные о возможном совершении операций и сделок с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма. Основанием для проведения финансового расследования служат подлежащие проверке фактические данные о возможном совершении операций и сделок с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма.


Этап «первичного анализа» - информационный поиск, анализ, оценка и отбор информации из базы данных об операциях и сделках для целей ее первичной проверки; - информационный поиск, анализ, оценка и отбор информации из базы данных об операциях и сделках для целей ее первичной проверки; - информационный поиск по внешним информационным ресурсам, включая СМИ и материалы взаимодействия с органами власти, на предмет инициативного обнаружения фактов, содержащих возможные признаки ПОД/ПФТ и требующие первичной проверки; - информационный поиск по внешним информационным ресурсам, включая СМИ и материалы взаимодействия с органами власти, на предмет инициативного обнаружения фактов, содержащих возможные признаки ПОД/ПФТ и требующие первичной проверки; - анализ и оценка инициативно отобранной и полученной от внешних организаций информации на предмет приоритетности ее взятия в первичную проверку; - анализ и оценка инициативно отобранной и полученной от внешних организаций информации на предмет приоритетности ее взятия в первичную проверку;


Этап «первичной проверки» Проверка информации, инициативно отобранной или полученной по каналам информационного обмена с внешними организациями, с использованием доступных внутренних и внешних информационных ресурсов (баз данных) на предмет наличия оснований для проведения углубленной проверки или принятия решения о направлении информации и материалов в правоохранительные органы без проведения углубленной проверки; Проверка информации, инициативно отобранной или полученной по каналам информационного обмена с внешними организациями, с использованием доступных внутренних и внешних информационных ресурсов (баз данных) на предмет наличия оснований для проведения углубленной проверки или принятия решения о направлении информации и материалов в правоохранительные органы без проведения углубленной проверки;


Этап «углубленного финансового расследования» Проведение углубленной проверки путем дополнительного сбора (в том числе с направлением письменных запросов в органы власти, кредитные и некредитные организации и зарубежные подразделения финансовой разведки), аналитической обработки и оценки полученной информации на предмет достаточности оснований, свидетельствующих о том, что операции, сделки связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Проведение углубленной проверки путем дополнительного сбора (в том числе с направлением письменных запросов в органы власти, кредитные и некредитные организации и зарубежные подразделения финансовой разведки), аналитической обработки и оценки полученной информации на предмет достаточности оснований, свидетельствующих о том, что операции, сделки связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.


Этап «реализации результатов финансового расследования» -направление информации и материалов в правоохранительные органы; -направление информации и материалов в правоохранительные органы; -направление информации и материалов в зарубежные ПФР в рамках международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма; -направление информации и материалов в зарубежные ПФР в рамках международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма; -информирование правоохранительных органов без раскрытия банковской тайны с указанием контрагентов выявленных финансовых операций, приблизительных сумм, периода совершения операций и их характера. Информирование без раскрытия банковской тайны осуществляется в случае выявления финансовых операций при отсутствии достаточных оснований полагать, что они связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов или финансированием терроризма. -информирование правоохранительных органов без раскрытия банковской тайны с указанием контрагентов выявленных финансовых операций, приблизительных сумм, периода совершения операций и их характера. Информирование без раскрытия банковской тайны осуществляется в случае выявления финансовых операций при отсутствии достаточных оснований полагать, что они связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов или финансированием терроризма.


Этап «сопровождения переданных материалов» осуществление информационно-аналитического сопровождения переданных информации и материалов во взаимодействии с правоохранительными органами и зарубежными ПФР, а именно: осуществление информационно-аналитического сопровождения переданных информации и материалов во взаимодействии с правоохранительными органами и зарубежными ПФР, а именно: -проведение дополнительных финансовых расследований по вновь вскрытым обстоятельствам и фигурантам; -проведение дополнительных финансовых расследований по вновь вскрытым обстоятельствам и фигурантам; - направление в правоохранительные органы информации и материалов в дополнение к ранее направленным; - направление в правоохранительные органы информации и материалов в дополнение к ранее направленным; -контроль за результатами рассмотрения правоохранительными органами переданных информации и материалов, а также принятыми по ним процессуальными решениями. -контроль за результатами рассмотрения правоохранительными органами переданных информации и материалов, а также принятыми по ним процессуальными решениями.


Виды финансовых расследований а)инициативные финансовые расследования - по материалам первичного анализа, оценки и отбора из базы данных информации об операциях и сделках, а также по материалам инициативного обнаружения признаков и фактов легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма в результате поиска по внешним информационным ресурсам; а)инициативные финансовые расследования - по материалам первичного анализа, оценки и отбора из базы данных информации об операциях и сделках, а также по материалам инициативного обнаружения признаков и фактов легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма в результате поиска по внешним информационным ресурсам; б)международные финансовые расследования - по материалам зарубежных ПФР; б)международные финансовые расследования - по материалам зарубежных ПФР; в)финансовые расследования по материалам правоохранительных и иных органов государственной власти; в)финансовые расследования по материалам правоохранительных и иных органов государственной власти; г)финансовые расследования, инициированные по результатам надзорной деятельности; г)финансовые расследования, инициированные по результатам надзорной деятельности; Проверка тех организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, например нотариальных, букмекерских контор. Проверка тех организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, например нотариальных, букмекерских контор. д)финансовые расследования, инициированные по результатам рассмотрения обращений и заявлений организаций и граждан. д)финансовые расследования, инициированные по результатам рассмотрения обращений и заявлений организаций и граждан.


Основные формы документирования хода и результатов проводимых в рамках финансового расследования мероприятий а)документы (справки, служебные записки, заключения, экспертно-оценочные листы, схемы, таблицы и т.д.); а)документы (справки, служебные записки, заключения, экспертно-оценочные листы, схемы, таблицы и т.д.); б)специализированные учеты (в том числе учет фигурантов, регистрационный учет дел финансовых расследований, архивный учет и т.д.); б)специализированные учеты (в том числе учет фигурантов, регистрационный учет дел финансовых расследований, архивный учет и т.д.); в)дела (материалы) финансовых расследований. в)дела (материалы) финансовых расследований.


Виды дел (материалов) финансовых расследований а)первичные материалы (ПМ) - заводятся на стадии первичной проверки; а)первичные материалы (ПМ) - заводятся на стадии первичной проверки; б)информационные подборки (ИП) - заводятся на стадии углубленного финансового расследования; б)информационные подборки (ИП) - заводятся на стадии углубленного финансового расследования; в)контрольно-наблюдательные дела (КНД) - заводятся на стадии контрольного сопровождения материалов, переданных в правоохранительные органы с раскрытием банковской тайны. в)контрольно-наблюдательные дела (КНД) - заводятся на стадии контрольного сопровождения материалов, переданных в правоохранительные органы с раскрытием банковской тайны.


Справка-заключение по материалу первичной проверки Справка-заключение по материалу первичной проверки к Вх. ___________от__________. к Вх. ___________от__________. 1.Информация о причастности фигуранта(ов) к преступной деятельности: – 1.1 Имеется фабула преступной деятельности фигурантов проверки – 1.1 Имеется фабула преступной деятельности фигурантов проверки –1.2 Имеется фабула, но сведений о предикатном преступлении недостаточно Фабула преступления отсутствует –1.2 Имеется фабула, но сведений о предикатном преступлении недостаточно Фабула преступления отсутствует 2.Результат первичной проверки: –2.1 Выявлены операции. Общее количество:___ Сумма:_________________ –2.1 Выявлены операции. Общее количество:___ Сумма:_________________ –2.2 Выявленные операции:- подтверждают информацию о предикатном преступлении- позволяют предположить наличие признаков ОД/ФТ – 2.3 Выявленные операции не выходят за рамки обычной финансово-хозяйственной деятельности 3.Материал отнести к категории значимых, по признакам: –3.1 Значительность сумм –3.2 Общественная и социально-экономическая значимость дела –3.3 Объект посягательства – бюджетные средства –3.4 Коррупция –3.5 Финансирование терроризма (экстремизма) –3.6 Другое (указать)___________________ 4.Решение по результатам первичной проверки: 4.Решение по результатам первичной проверки: –4.1 Проверку прекратить с направлением информации в правоохранительные органы без раскрытия банковской тайны (указать куда) –4.2 Материал взять в углубленное финансовое расследование –4.3 Материал передать в центральный аппарат –4.4 Оформить материал для передачи по ст. 8 ФЗ 115 _______________________ (разработчик) (разработчик) _______________________ _______________________ (руководитель) (руководитель)


Определение понятия типологии. Типология (от греч. Туpos –отпечаток, форма, образец и логия) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели и типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные логические формы, используемые типологией: типовая классификация, систематика, таксономия. Типология (от греч. Туpos –отпечаток, форма, образец и логия) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели и типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные логические формы, используемые типологией: типовая классификация, систематика, таксономия. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретической развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретической развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов. Логические формы, используемые типологией: Логические формы, используемые типологией: во-первых, классификация, цель которой сводится к построению иерархических систем классов и их подклассов на основе некоторых признаков, не свойственным объектам (название, число) или присущих им; во-первых, классификация, цель которой сводится к построению иерархических систем классов и их подклассов на основе некоторых признаков, не свойственным объектам (название, число) или присущих им; во-вторых, систематика, предполагающая максимально полную и расчлененную классификацию данного множества объектов с фиксированной иерархией единиц описания; во-вторых, систематика, предполагающая максимально полную и расчлененную классификацию данного множества объектов с фиксированной иерархией единиц описания; в-третьих, таксономия, в рамках которой специально исследуются и обосновываются принципы рациональной классификации и систематики. в-третьих, таксономия, в рамках которой специально исследуются и обосновываются принципы рациональной классификации и систематики.



Работа посвящена проблеме теории и практики финансовых расследований. Автор делает попытку систематизировать основные понятия по финансовым расследованиям, а также раскрыть сущность и содержание деятельности специалистов в этой области.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовые расследования. Лекция (Владимир Теплов) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

1. Понятие и сущность финансовых расследований

Финансовое расследование – инновационный продукт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, результат многолетней научно-исследовательской работы и практического опыта применения результатов интеллектуальной деятельности подразделениями финансовой разведки, правоохранительных, налоговых и других государственных органов.

Право на использование финансовых расследований, как результат интеллектуальной деятельности (РИД), оформлено в установленном порядке и принадлежит Российской Федерации. В 2011 году право на финансовое расследование внесено в уставный капитал Центра финансовых расследований – специализированной организации, учрежденной Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации для целей оказания услуг органам государственной и муниципальной власти, государственным корпорациям, предприятиям с участием государства, коммерческим банкам, частным компаниям, коммерческим и некоммерческим организациям, инвестиционным фондам и частным инвесторам.

Финансовое расследование явление новое в российской практике, а с точки зрения российской экономической науки понятие, абсолютно не сформированное и неустойчивое.

Термин финансовые расследования нормативно не определен ни отечественной наукой, ни законодательством. Поэтому автор, обобщив различные точки зрения (в том числе мнения специалистов Центра финансовых расследований) по его сущности и содержанию, дает свое определение финансовым расследованиям.

Финансовое расследование – совокупность научных, оперативно-розыскных, аналитических, процессуальных и экспертных методов и процедур, направленных на:

– выявление и документирование нарушений нормативно-методических и нормативно-правовых актов в ходе управленческой и финансово-хозяйственной деятельности, связанных с посягательством на недобросовестное (незаконное) распределение и использование финансовых ресурсов;

– реализацию комплекса мер в рамках гражданского, уголовного и переговорного процессов, направленных на выявление, документирование и возмещение ущерба;

– создание условий для предотвращения экономического ущерба и привлечения виновных лиц к ответственности.

Характеристика финансовых расследований содержит в себе следующие элементы:

1. Объект – финансы (денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег).

2. Предмет – финансовые нарушения (совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) субъекта финансового права, за которое финансовым законодательством установлена ответственность).

4. Субъекты – правоохранительные и контролирующие органы, частные фирмы, специализированные организации (ЦФР).

5. Цели – предотвращение проблем, связанных с посягательством на финансы и имущество хозяйствующего субъекта; недопущение кризисных ситуаций; восстановление и обеспечение защиты нарушенных прав и законных интересов заказчика в уголовном, гражданском и переговорном процессах; привлечение виновных лиц к ответственности и возмещение ущерба.

6. Задачи – выявление и фиксирование правонарушений, признаков угроз финансово-хозяйственной деятельности, установление причинно-следственной связи между угрозами, отклонениями от нормальной хозяйственной деятельности и вызвавшими их причинами, путем проведения и использования результатов необходимых финансово-экономических исследований, комплексных судебных экспертиз и других мероприятий; выявление истинных причин возникновения рисков и наступления негативных последствий; определение размера ущерба.

Необходимо различать практику финансовых расследований как деятельность субъектов расследования и теорию финансовых расследований как научное направление.

Научная направленность финансовых расследований заключается в выявлении и изучении экономического механизма совершения нарушений в финансовой сфере, разработке рекомендаций для устранения экономических причин нарушений, методики профилактики, выявления и расследования указанных нарушений; изучение законодательства на предмет ухода от ответственности за совершенные нарушения, а также рекомендаций по построению эффективной финансовой системы.

ВВЕДЕНИЕ В КУРС

«ФИНАНСОВЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ»

Учебное пособие

Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования

«Московский финансово-юридический университет МФЮА»

Учебное пособие

ВВЕДЕНИЕ В КУРС

«ФИНАНСОВЫЕ РАССЛЕДОВАНИЯ»

В ГОСУДАРСТВЕННОМ ФИНАНСОВОМ МОНИТОРИНГЕ

(на примере Росфинмониторинга)

для студентов и слушателей высших учебных заведений, изучающих базовые дисциплины в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Рецензент:

А.Г. Забелин, д.экон.н., профессор, ректор АОЧУ ВО МФЮА.

Глотов В.И., Короткий Ю.Ф., Гобрусенко К.И. Введение в курс «Финансовые расследования» в государственном финансовом мониторинге (на примере Росфинмониторинга) : Учебное пособие / под редакцией к.э.н. Ю.А. Чиханчина. – Москва: издательство МФЮА, 2015. – 88 с.

В учебном пособии авторами (к.э.н., проф. В.И. Глотовым, к.ю.н. Ю.Ф. Коротким и к.ю.н. К.И. Гобрусенко) рассматриваются вопросы специфики проведения финансовых расследований, в т.ч. правовые основы данного процесса, его методология, информационное обеспечение, документирование хода и результатов.

ISBN 978-5-94811-221-3

© В.И. Глотов, 2015

© Ю.Ф. Короткий, 2015

© К.И. Горбусенко, 2015

© Издательство МФЮА, 2015

Введение……………………...……………………………………………...….…... 5

Г л а в а I. Общие вопросы финансовых расследований

§ 1. Определение понятия «финансовые расследования»…………….....…….….8

§ 2. Понятие информации в сфере ПОД/ФТ…………………….………..………11

§ 3. Поиск и обнаружение информации, необходимой для проведения финансовых расследований………………………………………….………….13

§ 4. Финансовое расследование как информационный процесс…………….…..18

§ 5. Поводы и основания для проведения финансового расследования..............21

§ 6. Виды финансовых расследований……………………………………............22

§ 7. Основные этапы финансового расследования…….…………………………23

Контрольные вопросы по Главе I ………………………………………………….26

Г л а в а II. Проведение финансовых расследований

§ 1. Правовое регулирование информационного обеспечения проведения финансовых расследований……………….........……………….........................27

§ 2. Источники информации, используемые при проведении финансовых расследований…………………..……………………………………..…………33

§ 3. Особенности формирования информационных ресурсов, необходимых для проведения финансовых расследований.……………………………..………..37

§ 4. Объекты финансовых расследований...…………………………….………..44

§ 5. Документирование хода и результатов финансового расследования...47

Контрольные вопросы по Главе II ………………………………………………...50

Глава III. Отдельные вопросы методического обеспечения проведения финансовых расследований

§ 1. Подходы к разработке методик финансовых расследований………............51

§ 2. Понятие и подходы к выявлению связей объектов финансовых расследований……………………...…………………………………………….55

§ 3. Сущность проблемно-тематического подхода……………………..………..65

§ 4. Использование современных информационных технологий при проведении анализа обстановки в сфере ПОД/ФТ......................................................................72

Контрольные вопросы по Главе III …...…………………………………………...77

Список использованных источников и литературы……………………………...78

Приложение…………………………………………………………………………81

ВВЕДЕНИЕ

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма представляют серьезную угрозу для каждого государства мирового сообщества, нарушают нормальное функционирование его основных экономических институтов, препятствуют контролю над финансовой системой страны со стороны государственных органов.

Особое место в международной системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма1 занимают подразделения финансовой разведки, одним из основных направлений деятельности которых является организация борьбы с этими видами преступлений с участием не только правоохранительных, но и иных органов исполнительной власти, общественных объединений и коммерческих структур. На территории Российской Федерации указанные функции, наряду с полномочиями по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, закреплены за Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторингом).

Результативность борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма во многом зависит от надлежащей организации системы сбора, обработки, накопления и использования в деятельности Росфинмониторинга информации, имеющей значение для выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с легализацией преступных доходов и финансирования терроризма, или, иными словами, от организации проведения финансовых расследований. Создание такой системы выступает необходимым условием для своевременного выявления фактов легализации преступных доходов и финансирования терроризма, а также выявления, предупреждения и раскрытия предикатных преступлений (т.е. первичных по отношению к легализации). В свою очередь, этот процесс зависит от использования различных источников информации, ведомственных и вневедомственных информационных ресурсов, в том числе в электронном виде, которые формируются и накапливаются в рамках разнообразных информационных систем. Значимость любого источника информации, информационного ресурса определяется, прежде всего, возможностью предоставления им необходимых данных с целью решения задач Росфинмониторинга.

Многообразие способов совершения предикатных преступлений и преступлений, связанных с легализацией преступных доходов и финансирования терроризма, соединенное с применением разнообразных приемов и средств маскировки, существенно затрудняет обнаружение их признаков. Вместе с тем, как показала практика, для различных способов совершения таких преступлений характерна устойчивая повторяемость, объективно обусловленная системой функционирования финансового механизма хозяйствующих субъектов экономики каждого отдельного государства, что создает предпосылки для использования современных информационных технологий в выявлении, предупреждении и раскрытии преступлений данной категории. В отдельных случаях только при помощи современных информационных технологий становится возможным выявление фактов легализации (отмывания) преступных доходов. Следовательно, научная разработка и применение при проведении финансовых расследований новых информационных технологий является важным резервом повышения результативности проводимых правоохранительными и финансовыми органами мер по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

Процесс сбора, обработки, накопления и анализа необходимой для результативной борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма информации составляет содержание финансового расследования. Рассмотрение в данном учебном пособии отельных вопросов его правового регулирования, организационного и методического обеспечения обусловлено необходимостью формирования у студентов, слушателей высших учебных заведений, изучающих базовые дисциплины в сфере ПОД/ФТ и начинающих свой профессиональный путь специалистов, следующего комплекса знаний, умений и навыков:

Усвоение основных понятий и понимание сущности проведения финансового расследования;

Знание этапов и видов финансовых расследований;

Изучение правовой основы проведения финансового расследования;

Уяснение порядка использования различных источников информации, необходимых для проведения финансовых расследований;

Ознакомление с особенностями формирования информационных ресурсов, необходимых для проведения финансовых расследований;

Привитие навыков правильного использования информационных ресурсов и современных информационных технологий при проведении финансовых расследований.

Предлагаемое учебное пособие имеет практическое значение, поскольку в нем сформулированы отвечающие реалиям сегодняшнего дня научно-обоснованные рекомендации по организации проведения финансовых расследований по линии ПОД/ФТ.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ

ФИНАНСОВЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ

§ 1. Определение понятия «финансовые расследования»

Словосочетание «финансовые расследования» вошло в отечественный обиход и достаточно широко используется в деятельности внутрикорпоративных служб (например, экономической безопасности, внутреннего контроля), коммерческих структур, в высших учебных заведениях появились одноименные кафедры, изучающие проблемы преступных посягательств в финансовой сфере1, на него обратили внимание представители российской научной среды2. У отдельных консалтинговых компаний появился такой спектр услуг, как: независимые финансовые расследования и поиск активов, финансовые расследования и содействие в спорных ситуациях, расследования финансовых махинаций и мошенничества и др. Как правило, эти услуги направлены на противодействие противоправным посягательствам на собственность частных организаций. В отношении указанного словосочетания, получившего распространение и в сети Интернет, высказываются различные точки зрения и даются разные определения.

В данном учебном пособии мы рассмотрим термин «финансовые расследования» как междисциплинарную категорию, объясняющую процессы, лежащие на стыке разных отраслей знаний, применительно к деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу. Такой подход коррелируется с опытом различных стран в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, поскольку в соответствии с выработанной международной терминологией деятельность аналогичных Росфинмониторингу подразделений финансовой разведки основывается на проведении финансовых расследований.

Financial investigations («финансовые расследования» в переводе на русский язык) - это процесс выявления финансовых операций, связанных с финансовыми нарушениями и (или) преступлениями, под которыми следует понимать незаконные действия, направленные на получение, использование или распределение финансовых ресурсов.

Так, например, в структуру Минфина США входит Financial Crimes Enforcement Network или FinCEN – подразделение финансовой разведки, деятельность которого направлена на проведение финансовых расследований в целях выявления и фиксации финансовых операций, связанных с преступлениями. Сущность финансовых расследований как практической деятельности заключается в применении комплекса знаний прикладных экономических наук для выявления и фиксации различных видов преступлений, связанных с совершением финансовых операций и иных сделок. При этом финансовые операции и иные сделки могут составлять саму суть преступной деятельности.

Эксперт в области научно-методического обеспечения организации и проведения финансовых расследований George A. Manning в своей работе «Финансовые расследования и судебный учет»1 указывает, что используемые методы выявления и расследования финансовых преступлений представляют собой междисциплинарную концепцию, в которой соединены учет, финансовый анализ и правоохранительная деятельность. Освоение этих методов требует изучения различных отраслей законодательства, банковского дела и других прикладных дисциплин.

Проведение финансовых расследований сводится к выявлению финансовой составляющей преступной деятельности и фиксации ее следов. При этом финансовые расследования нельзя отождествлять с категориями «финансовый анализ», «финансовый контроль», «расследование преступлений». Вместе с тем, основываясь на междисциплинарной концепции, при проведении финансовых расследований необходимо уметь оценивать финансовую устойчивость и эффективность деятельности хозяйствующих субъектов, что входит в предмет финансового анализа, оперировать фактами о нарушенных участниками финансовых, кредитных, валютных операций, установленных государством нормах и правилах, выявленных специально уполномоченными органами финансового контроля, и применять методы расследования отдельных видов преступлений. В данном контексте наше понимание методов расследования преступлений основываемся на определении Р.С. Белкина, в соответствии с которым это - система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и осуществлению расследования и предотвращения отдельных видов преступлений1.

Таким образом, предметом финансовых расследований являются финансовые операции и иные сделки, которые могут быть связаны с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Объектом финансовых расследований выступают физические и юридические лица. Содержание финансового расследования составляет процесс сбора, обработки, накопления и анализа информации, необходимой для результативной борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Полученным по результатам финансового расследования фактам дается юридическая оценка.

Исходя из изложенного, предлагается следующая трактовка определения финансового расследования.

Финансовое расследование - форма организации процесса сбора, обработки, накопления и анализа информации и иных материалов в целях выявления и документирования фактов, содержащих достаточные основания, свидетельствующие о том, что операции, сделки связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма.

§ 2. Понятие информации в сфере ПОД/ФТ

Порядок сбора, обработки, фиксации и использования информации в деятельности Росфинмониторинга представляет собой информационный процесс. Проведение финансового расследования предполагает, прежде всего, организацию информационного процесса и работу с информацией.

Информация - одно из центральных понятий современной науки, широко вошедшее в научный обиход с середины прошлого века. Развитие человеческой деятельности немыслимо без обмена информацией, ее накопления, систематизации, анализа и оценки.

Этимологически термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» – разъяснение, изложение, осведомление. Согласно определению С.И.Ожегова, под ней подразумеваются разного рода сообщения, сведения1.

Содержание понятия информации может быть раскрыто как свойство материи. Так, А.И. Трусов считал, что «...информация охватывает отражение предметов и явлений в человеческом сознании, явлений и процессов друг в друге, вне связи с сознанием»2. В криминалистике изменения в среде, как следствия отражения события в этой среде, являются информацией об этом событии3.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» рассматривает содержание информации как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления»4.

Процесс наблюдения и отражения реальной действительности представляет собой непрерывное или дискретное получение данных, которые в совокупности могут нести ценную информацию, а данные для любого субъекта, в том числе и аналитика, - могут стать информацией лишь тогда, когда он может их правильно оценить и обнаружить в них новые знания.

Особое значение для аналитиков Росфинмониторинга1 имеет любая социальная информация, содержащая сведения, которые возможно использовать с целью борьбы с преступностью. Такие сведения должны обладать следующими необходимыми свойствами: иметь отношение ко всему процессу борьбы с преступностью или к какому-либо его элементу, быть конкретными, достаточно полными и, наконец, достоверными.

В целях решения задачи по повышению эффективности исполнения возложенных на Федеральную службу по финансовому мониторингу функций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимо своевременное обеспечение аналитических подразделений Росфинмониторинга информацией, указывающей на различные признаки противоправной деятельности в сфере ПОД/ФТ. Непременным условием восприятия сотрудниками аналитических подразделений такой информации является унификация понятий и терминов, исключающая разночтения. В этой связи, факты противоправной деятельности в сфере ПОД/ФТ должны быть отражены в информации с помощью терминов, определенных действующими нормативными правовыми актами.

Сведения, составляющие содержание информации аналитических подразделений Росфинмониторинга , в своей основе отражают финансовую и хозяйственную деятельность юридических и физических лиц и могут включать различные виды тайн.

Законодательством Российской Федерации установлены специальные режимы сбора, хранения и распространения отдельных категорий информации. К ним относятся: государственные секреты, охватывающие государственную1 и служебную2 тайны; информация, отражающая финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков, включающая такие виды тайны, как банковская тайна и тайна вкладов3, налоговая4 и коммерческая5 тайны и другие.

Следовательно, сбору, накоплению, обработке и хранению аналитическими подразделениями Росфинмониторинга подлежит только та информация, которая добыта в соответствии с нормативными правовыми актами и, в соответствии с этими же нормативными правовыми актами, может быть ими использована.

Исходя из вышеизложенного, необходимо выделить в качестве важнейших следующие параметры, которым должна соответствовать информация аналитических подразделений Росфинмониторинга: достоверность, полнота, логичность изложения; своевременность, способность поддаваться количественному определению ; относимость и связанная с нею ценность .

Закономерности (реально существующие взаимосвязи, взаимообусловленности), относящиеся к образованию, обнаружению, получению, проверке и фиксации информации в сфере ПОД/ФТ – важнейшая составная часть предмета теории финансовых расследований.

§ 3. Поиск и обнаружение информации, необходимой для проведения финансовых расследований

Поиск в качестве самостоятельного элемента в системе мер выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, был выделен в начале 70-х годов прошлого столетия учеными при исследовании проблем оперативно-розыскной деятельности.

В системе правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ОРД), выделяют разведывательно-поисковую работу, а в ее структуре оперативный поиск и аналитический поиск1. При этом аналитический поиск рассматривается как способ «проникновения» в документальные источники сведений и информационные массивы, содержащие знания об объектах, представляющих оперативный интерес, и их детальное изучение в целях получения оперативно-значимых результатов.

На практике и в литературе употребляется термин «аналитическая разведка», который в общем плане определили как «разведку в информационной среде» и, с другой стороны, как «получение новых знаний о разведываемом объек­те или явлении на основании аналитической обработки добытой раз­ведывательной информации и сведений об известных фактах» 2.

Строго дифференцированно к определению роли поиска и анализа в информационной деятельности правоохранительного органа подходит Б.Я. Нагиленко4. Он полагает, что «в отличие от поиска основу анализа составляют уже полученные знания субъекта о признаках искомого объекта, а также найденная, собранная и проверенная информация, характеризующая выявляемый (обнаруженный) объект». Рассматривая поиск и анализ как элементы процесса познания, утверждается, что «представляется абсурдным поиск именовать аналитическим, а анализ поиском». При решении аналитических задач, связанных прежде всего с выявлением отдельных видов преступлений и лиц, их совершивших, предлагается использовать термин «аналитическая разведка», что в свою очередь «обусловливает специфику методик данного вида анализа и приме­няемых соответствующих информационных технологий». При этом полагается, что при осуществлении аналитической разведки можно только разведать что-либо, т.е. узнать о наличии, либо отсутствии искомых данных, исследовать на их основе отдельные фак­ты и их взаимосвязь, получить сведения, характеризующие изучаемые объекты.

По нашему мнению, распознавание признаков состава преступления осуществляется по сформированным информационным моделям оперативно-значимых поисковых признаков , под которыми следует понимать совокупность зафиксированных на материальных носителях информации показателей, позволяющих характеризовать действия или бездействия лиц, попадающих под законодательную модель преступления (состав преступления). Поэтому анализу предшествует информационный поиск.

Процесс противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма предполагает выделение наиболее значимых, находящихся между собой во взаимосвязи данных, объем и содержание которых позволяет характеризовать лиц, совершающих преступные деяния, а также выявлять сами факты легализации преступных доходов и финансирования терроризма.

Обнаружение информации, необходимой для проведения финансового расследования, основывается на использовании законов логического мышления, таких его приемов и процедур, как анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, силлогизм.

Большое значение при проведении финансовых расследований имеют наборы данных, характеризующих криминально активных лиц, сами факты легализации и связанные с ними предметы, события, явления и процессы.

В ходе сбора сведений по изучаемой проблеме задача аналитика заключается в приведении отбираемых данных в более пригодную, рациональную форму с целью осмысления, обобщения, выявления закономерностей и тенденций.

Обобщение и систематизация имеющихся данных позволяют установить взаимосвязи между ними и сделать выводы или предположения.

В ходе анализа устанавливаются объекты и направление развития причинной связи: действие - причина - последствия.

Процесс обнаружения информации, имеющей значение для ПОД/ФТ состоит из нескольких этапов, последовательность которых представляется целесообразным отобразить на схеме (см. Рисунок 1).

Рис. 1. Процесс обнаружения информации, имеющей значение для ПОД/ФТ

1. Сбор данных.

2. Оценка данных.

3. Упорядочение данных.

4. Описание данных.

5. Применение приемов логического мышления.

6. Заключение, выводы, прогнозы, оценки.

7. Выдвижение гипотез.

Сбор данных об иско­мых объектах (лицах, событиях, фактах, предметах и т.п.) - одна из стадий познавательного процесса, с которого начинается поиск информации, имеющей значение для ПОД/ФТ.

На следующем этапе дается оценка всех собранных данных, образующих информацию.

На этапе упорядочения данных вся собранная информация группируется и структурируется.

Описание данных помогает выделить наиболее значимые, находящиеся между собой во взаимосвязи данные, образующие информацию, имеющую значение для ПОД/ФТ.

Приемы логического мышления на основе полученной информации позволяют оценить объем и содержание полученных данных, необходимых для выявления фактов легализации преступных доходов и финансирования терроризма. На этом этапе представляется возможным сделать промежуточные выводы на основе имеющихся данных.

На этапе выдвижения гипотез происходит формирование нескольких версий, которые впоследствии проверяются.

Процесс обнаружения информации, необходимой для проведения финансовых расследований, представляет собой цикл из вышеописанных этапов. Заключения, выводы, прогнозы и оценки - одним из важных и ключевых этапов, который можно выделить в отдельную часть упомянутого цикла. Именно он отражает итоговый результат всего процесса обнаружения информации, имеющей значения для ПОД/ФТ. Как правило, этот этап наступает после осуществления приемов логического мышления.

Во многом результат проделанной работы зависит от форм представления информации. Сведения (сообщения, данные) могут быть представлены в текстовом, графическом, табличном и других видах.

Текстовый вариант используется при описании субъектов, объектов, процессов, явлений, а также при подготовке документов. Форма представления информации в виде связного текста избирается в том случае, если главной в документе является информация о действиях или отношениях между субъектом и объектом – изложение каких либо положений, решений, фактов, событий.

Форма представления унифицированного текста документа в виде таблицы избирается в том случае, если главной является информация об объекте и его признаках.

Таблицу можно рассматривать как результат определенной формализации, в процессе которой текст лишается обычной грамматической связности, а содержание текста передается упрощенными конструкциями, цифрами или другими знаками.

Таблица – форма представления унифицированного текста, содержащего информацию, являющуюся характеристикой нескольких объектов по ряду признаков. Таблица имеет два уровня членения текста: вертикальный – графы и горизонтальный – строки.

Обобщенные наименования признаков в таблице составляют заголовок и подзаголовки граф (головка), а наименования объектов – заголовок и подзаголовки строк таблицы, расположенных в крайней левой графе (боковик).

Графическая информация позволяет наглядно отобразить хозяйственные процессы или результаты расчета каких-то показателей, а также связи между субъектами, объектами.

§ 4. Финансовое расследование как информационный процесс

Порядок сбора, обработки, фиксации и использования информации в сфере ПОД/ФТ представляет собой информационный процесс, который определяется в результате сознательной, организованной деятельности аналитиков для решения возложенных на них задач. Одними из основных задач аналитических подразделений Росфинмониторинга являются выявление фактов ПОД/ФТ и установление лиц, связанных с ними. Важным условием успешного решения этих задач является предварительный сбор информации.

Весь процесс финансового расследования можно подразделить на четыре основные стадии: получение (сбор) данных, образующих информацию, обработка информации, накопление информации, анализ и выдача информации. (См. Рисунок 2.)

Рис. 2. Основные стадии финансового расследования

Сбор данных об иско­мых объектах (событиях, фактах, предметах, лицах и т.п.) - одна из стадий познавательного процесса, с которого начинается получение новых знаний. Необходимость выполнения задачи выявления фактов, свидетельствующих о том, что операции, сделки связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, диктуют аналитическим подразделениям потребность органи­зации поиска необходимых данных.

Следующей стадией информационного процесса аналитических подразделений является обработка полученных данных. Полученные данные о лицах, предметах, событиях и других объектах и процессах необходимо проанализировать, систематизировать и структурировать с целью их последующего накопления и интеграции с другими информационными ресурсами на основе автоматизированной информационной системы. Эти данные должны способствовать решению основных задач, стоящих перед Росфинмониторингом.

Следовательно, все документальные носители аналитической информации должны проходить через выделенные подразделения, осуществляющие их анализ и отбор сведений для формирования информационных массивов и внесения их в специальный банк данных. Этот процесс должен быть непрерывным.

При этом необходимо наличие единых критериев, по которым происходит отбор сведений по результатам анализа полученной информации, содержащейся на документальном носителе, и соответствующих информационных технологий для автоматизации процесса формирования и использования специального банка данных.

Исходные данные не всегда бывают полными, упорядоченными, обобщенными, а пото­му иногда не могут быть использованы для построения, а тем более принятия тактических и стратегических управленческих решений. Поэтому они должны дополняться сведениями, содержащимися в различных информационных системах.

Собранные и надлежащим образом обработанные для идентификации по соответствующим реквизитам (характерным признакам) сведения, содержащие в себе знания, необходимые и пригодные для решения задач Росфинмониторинга, должны быть зафиксированы на материальном носителе для последующего использования.

Накопление обработанных и структурированных собранных сведений, образующих информацию, имеющую значение для ПОД/ФТ, включает в себя учет предварительных результатов финансового расследования, формируемый из информационных массивов, аккумулирующих систематизированные наборы данных, характеризующих криминально активных лиц, сами факты легализации преступных доходов и финансирования терроризма и связанные с ними предметы, события, явления и процессы. Эти наборы данных отображаются на соответствующих носителях информации, являющихся средством хранения, передачи и восприятия.

Такие носители могут иметь самую различную физическую природу. К ним, например, относятся обычная бумага или картон, используемые для подготовки документов, картотек, журналов, альбомов и т.п., магнитные или лазерные диски, находящие применение в автоматизированных информационных системах и т.д.

Анализ и выдача сведений, содержащих знания в сфере ПОД/ФТ, является последней стадией информационного процесса в деятельности аналитических подразделений Росфинмониторинга.

Именно анализ при проведении финансового расследования позволяет разложить на составные элементы факт легализации преступных доходов или финансирования терроризма и установить характер взаимосвязи между ними.

Данные операции осуществляются непосредственно сотрудниками и руководителями аналитических подразделений Росфинмониторинга.

§ 5. Поводы и основания для проведения финансового расследования

Финансовые расследования не могут проводиться в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц. Для проведения финансового расследование необходимо наличие повода и основания.

Поводом для проведения финансового расследования служат:

а) сообщения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, получаемые Росфинмониторингом в соответствии с Законом;

б) запросы зарубежных ПФР, получаемые Росфинмониторингом по каналам международного сотрудничества в установленном порядке;

в) письменные запросы правоохранительных и иных органов государственной власти;

г) материалы по результатам проверок, проводимых подразделением организации надзорной деятельности Росфинмониторинга2;

д) письменные обращения и заявления организаций и граждан;

е) поручения руководства Росфинмониторинга;

ж) результаты инициативного поиска по внешним информационным ресурсам, включая СМИ, а также материалы, полученные в ходе взаимодействия с органами государственной власти и организациями;

з) материалы инициативного обнаружения признаков и фактов легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, полученные по результатам использования разработанных методик и современных информационных технологий.

Основанием для проведения финансового расследования служат подлежащие проверке фактические данные о возможном совершении операций и сделок с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризма.

§ 6. Виды финансовых расследований

В зависимости от характера информации и материалов, послуживших поводом для проведения финансовых расследований, выделяются следующие виды финансовых расследований:

а) инициативные финансовые расследования - по результатам инициативного обнаружения признаков и фактов легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма на основе использования разработанных методик и современных информационных технологий, внешних информационных ресурсов, включая СМИ, а также материалов, полученных в ходе взаимодействия с органами государственной власти и организациями;

б) международные финансовые расследования по материалам зарубежных ПФР;

в) финансовые расследования по материалам правоохранительных и иных органов государственной власти;

г) финансовые расследования, инициированные по результатам надзорной деятельности Росфинмониторинга;

д) финансовые расследования, инициированные по результатам рассмотрения обращений и заявлений организаций и граждан.

§ 7. Основные этапы финансового расследования

Процесс финансового расследования включает в себя следующие основные этапы:

а) этап «первичного анализа» :

- информационный поиск, отбор, анализ и оценка информации из базы данных об операциях и сделках для целей ее первичной проверки;

Информационный поиск по внешним информационным ресурсам, включая СМИ и материалы взаимодействия с органами власти, на предмет инициативного обнаружения фактов, содержащих возможные признаки ПОД/ПФТ и требующие первичной проверки;

Анализ и оценка инициативно отобранной и полученной от внешних организаций информации на предмет приоритетности ее взятия в первичную проверку;

б) этап «первичной проверки» - проверка информации, инициативно отобранной или полученной по каналам информационного обмена с внешними организациями, с использованием доступных внутренних и внешних информационных ресурсов (баз данных) на предмет наличия оснований для проведения углубленной проверки или принятия решения о направлении информации и материалов в правоохранительные органы без проведения углубленной проверки;

в)этап «углубленного финансового расследования» - проведение углубленной проверки путем дополнительного сбора (в том числе - с направлением письменных запросов в органы власти, кредитные и не кредитные организации и зарубежные подразделения финансовой разведки), аналитической обработки и оценки полученной информации на предмет достаточности оснований, свидетельствующих о том, что операции, сделки связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

г) этап «реализации результатов финансового расследования» .

Тема: Теоретические основы финансовых расследований в области ПОД/ФТ Федеральная служба по финансовому мониторингу


Анализ информации – получение знаний об объектах, необходимых для проведения финансового расследования Накопление обработанных и структурированных собранных сведений, образующих аналитическую информацию Обработка информации анализ, систематизация и структурирование полученных данных с целью их последующего накопления и интеграции их с другими информационными ресурсами. Сбор данных об искомых объектах (событиях, фактах, предметах, лицах и т.п.). СТАДИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОЦЕССА


Информационный массив ЕГРЮЛ а) организационно-правовая форма, полное наименование и аббревиатура; б) Основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер/код причины постановки на учет (ИНН/КПП) юридического лица; в) государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в ЕГРЮЛ (ГРН); г))наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица; д) фамилия, имена и отчества руководителя и главного бухгалтера юридического лица, номера их рабочих телефонов; д) идентификационные данные учредителей юридического лица; е) код общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства; ж) номера банковских счетов с указанием дат их открытия и закрытия с указанием наименований банковских учреждений.


Информационный массив ЕГРИП а) фамилия, имя, отчество зарегистрированного индивидуального предпринимателя, его дата рождения и адрес места регистрации; б) его идентификационный номер (ИНН); в) номер и дата выдачи свидетельства индивидуального предпринимателя; г) адреса нахождения торговых точек; д) идентификационные данные зарегистрированных контрольно-кассовых машин и адреса мест, где они установлены; е) номера банковских счетов и наименования банковских учреждений.


Информационный массив «Бронирование авиабилето в» а) фамилия, имя авиапассажира; б) дата рождения; в) номер и вид документа; г) дата и место приобретения авиабилета; д) дата вылета, номер, рейса; е) сведения о лицах, совместно приобритавшие билеты


Поводы и основания для проведения финансового расследования. Поводом для проведения финансового расследования служат: а) сообщения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, получаемые ПФР в соответствии с действующим законодательствов; б) запросы зарубежных ПФР, получаемые по каналам международного сотрудничества в установленном порядке; в) письменные запросы правоохранительных и иных органов государственной власти; г) письменные обращения и заявления организаций и граждан; д) справка об обнаружении фактов, содержащих возможные признаки ОД/ФТ и выявленных в результате инициативного поиска по внешним информационным ресурсам, включая СМИ, а также в ходе взаимодействия с органами государственной власти и организациями. Основанием для проведения финансового расследования служат подлежащие проверке фактические данные о возможном совершении операций и сделок с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) преступных доходов и финансированием терроризм а.


Этап «первичного анализа» - информационный поиск, анализ, оценка и отбор информации из базы данных об операциях и сделках для целей ее первичной проверки; - информационный поиск по внешним информационным ресурсам, включая СМИ и материалы взаимодействия с органами власти, на предмет инициативного обнаружения фактов, содержащих возможные признаки ПОД/ПФТ и требующие первичной проверки; - анализ и оценка инициативно отобранной и полученной от внешних организаций информации на предмет приоритетности ее взятия в первичную проверку;


Этап «первичной проверки» Проверка информации, инициативно отобранной или полученной по каналам информационного обмена с внешними организациями, с использованием доступных внутренних и внешних информационных ресурсов (баз данных) на предмет наличия оснований для проведения углубленной проверки или принятия решения о направлении информации и материалов в правоохранительные органы без проведения углубленной проверки;


Этап «углубленного финансового расследования» Проведение углубленной проверки путем дополнительного сбора (в том числе с направлением письменных запросов в органы власти, кредитные и некредитные организации и зарубежные подразделения финансовой разведки), аналитической обработки и оценки полученной информации на предмет достаточности оснований, свидетельствующих о том, что операции, сделки связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризм а.


Этап «реализации результатов финансового расследования» - направление информации и материалов в правоохранительные органы; - направление информации и материалов в зарубежные ПФР в рамках международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризм а; - информирование правоохранительных органов без раскрытия банковской тайны с указанием контрагентов выявленных финансовых операций, приблизительных сумм, периода совершения операций и их характера. Информирование без раскрытия банковской тайны осуществляется в случае выявления финансовых операций при отсутствии достаточных оснований полагать, что они связаны с легализацией (отмыванием) преступных доходов или финансированием терроризм а.


Этап «сопровождения переданных материалов» осуществление информационно-аналитического сопровождения переданных информации и материалов во взаимодействии с правоохранительными органами и зарубежными ПФР, а именно: - проведение дополнительных финансовых расследований по вновь вскрытым обстоятельствам и фигурантам; - направление в правоохранительные органы информации и материалов в дополнение к ранее направленным; - контроль за результатами рассмотрения правоохранительными органами переданных информации и материалов, а также принятыми по ним процессуальными решениями.


Виды финансовых расследований а) инициативные финансовые расследования - по материалам первичного анализа, оценки и отбора из базы данных информации об операциях и сделках, а также по материалам инициативного обнаружения признаков и фактов легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризм а в результате поиска по внешним информационным ресурсам; б) международные финансовые расследования - по материалам зарубежных ПФР; в) финансовые расследования по материалам правоохранительных и иных органов государственной власти; г) финансовые расследования, инициированные по результатам надзорной деятельности; Проверка тех организаций, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, например нотариальных, букмекерских контор. д) финансовые расследования, инициированные по результатам рассмотрения обращений и заявлений организаций и граждан.


Основные формы документирования хода и результатов проводимых в рамках финансового расследования мероприятий а) документы (справки, служебные записки, заключения, экспертно-оценочные листы, схемы, таблицы и т.д.); б) специализированные учеты (в том числе учет фигурантов, регистрационный учет дел финансовых расследований, архивный учет и т.д.); в) дела (материалы) финансовых расследований.


Виды дел (материалов) финансовых расследований а) первичные материалы (ПМ) - заводятся на стадии первичной проверки; б) информационные подборки (ИП) - заводятся на стадии углубленного финансового расследования; в) контрольно-наблюдательные дела (КНД) - заводятся на стадии контрольного сопровождения материалов, переданных в правоохранительные органы с раскрытием банковской тайны.


Справка-заключение по материалу первичной проверки к Вх. №___________от__________. 1.Информация о причастности фигуранта(ов) к преступной деятельности: ?1.1 Имеется фабула преступной деятельности фигурантов проверки? 1.2 Имеется фабула, но сведений о предикатном преступлении недостаточно? Фабула преступления отсутствует? 2.Результат первичной проверки: 2.1 Выявлены операции. Общее количество:___ Сумма:_________________? 2.2 Выявленные операции:- подтверждают информацию о предикатном преступлении- позволяют предположить наличие признаков ОД/ФТ??2.3 Выявленные операции не выходят за рамки обычной финансово-хозяйственной деятельности 3.Материал отнести к категории значимых, по признакам: 3.1 Значительность сумм 3.2 Общественная и социально-экономическая значимость дела 3.3 Объект посягательства – бюджетные средства 3.4 Коррупция 3.5 Финансирование терроризм а (экстремизма) 3.6 Другое (указать)___________________ ?4.Решение по результатам первичной проверки: 4.1 Проверку прекратить с направлением информации в правоохранительные органы без раскрытия банковской тайны (указать куда) 4.2 Материал взять в углубленное финансовое расследование 4.3 Материал передать в центральный аппарат 4.4 Оформить материал для передачи по ст. 8 ФЗ 115 ????_______________________ (разработчик) _______________________ (руководитель)


Определение понятия типологии. Типология (от греч. Туpos –отпечаток, форма, образец и логия) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели и типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Основные логические формы, используемые типологией: типовая классификация, систематика, таксономия. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов, на поиск надежных способов их идентификации, а в своей теоретической развитой форме стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, позволяющие предсказывать существование неизвестных пока объектов. Логические формы, используемые типологией: во-первых, классификация, цель которой сводится к построению иерархических систем классов и их подклассов на основе некоторых признаков, не свойственным объектам (название, число) или присущих им; во-вторых, систематика, предполагающая максимально полную и расчлененную классификацию данного множества объектов с фиксированной иерархией единиц описания; в-третьих, таксономия, в рамках которой специально исследуются и обосновываются принципы рациональной классификации и систематики.


ФЛ и ЮЛ Другие страны Оффшорные компании Переводы за рубеж физическими лицами ФЛ и ЮЛОффшорная территория

Лучшие статьи по теме